"Техника и вооружение" 5-6'2000

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
Проект 670М

В.ИЛЬИН,
А.КОЛЕСНИКОВ

Фотогалерея: Click to init

Постоянное повышение боевых возможностей противолодочных сил, а также средств противовоздушной и противоракетной обороны надводных кораблей стран НАТО, требовало адекватного совершенствования и советских противокорабельных сил (в том числе и подводных лодок). В то же время возможности модернизации, заложенные в конструкцию ПЛАРК 670-го проекта, позволяли существенно увеличить ее боевые возможности при внесении минимальных изменений в исходную конструкцию.
В конце 1960-х годов в горьковском СКБ-112 начались работы по созданию модернизированной ПЛАРК проекта 670М, получившей шифр "Чайка". Главным конструктором усовершенствованной лодки первоначально являлся В.П. Воробьев, после смерти которого работу возглавил А. Г Лещев (до этого являвшийся первым заместителем главного конструктора). Главным наблюдающим от ВМФ был назначен В.Р. Мастушкин.
Прорабатывалось несколько вариантов повышения боевого потенциала подводной лодки 670-го проекта. В частности, исследовалась возможность применения 650-мм торпедных аппаратов для стрельбы сверхмощными торпедами 65-76, обеспечивающими возможность поражения надводных целей на дальности до 50 км. Однако стремление сохранить исходные размеры корабля (что было обусловлено географическим положением места постройки) не позволили реализовать наиболее радикальные предложения по модернизации. Увеличение боевых возможностей ПЛАРК было решено достичь, в первую очередь, за счет усовершенствования "главного калибра" ПЛАРК - ракетного комплекса.
В 1962 году ОКБ-52 вышло с предложением о создании унифицированной противокорабельной ракеты, способной запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался, в частности, для замены на подводных лодках ПКР "Аметист". В 1964 году "челомеевская" фирма приступила к разработке нового комплекса -120 "Малахит" с ракетой 4К85 (при этом ставилась задача обеспечения возможности старта из старых ПУ комплекса "Аметист"). Новый комплекс должен был иметь и значительно большую дальность стрельбы - до 150 км. Оружие сочеталось с новым ГАК "Рубикон", имеющим дальность обнаружения более 150 км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять свой "главный калибр" на полную дальность, без внешнего целеуказания.
Испытания противоракетного комплекса "Малахит" были проведены в апреле-декабре 1974 г. (в них задействовали ПЛАРК К-452 - модернизированную субмарину 670-го проекта). Было выполнено, в общей сложности, восемь пусков, четыре из которых можно было признать удачными.
Для размещения нового ракетного комплекса и оборудования корпус подводной лодки был несколько удлинен, изменились размеры и обводы прочной рубки. В носовой части легкого корпуса было сформировано небольшое "приполнение", что, наряду с увеличением длины, вызвало незначительный рост водоизмещения корабля.
Лодка получила новые, более совершенные гидроакустические покрытия, снижающие шумность и уменьшающие интенсивность отраженного гидроакустического импульса. Характеристики этих покрытий в меньшей степени зависели от изменения гидростатического давления, кроме того, они более надежно крепились к корпусу корабля.
Стабилизация подводной лодки по глубине и дифференту во время ракетной стрельбы с использованием горизонтальных рулей и системы замещения отрицательной плавучести осуществлялась посредством автоматического программного управления.
Основным информационным средством корабля являлся новый гидроакустический комплекс МГК-400 "Рубикон", обеспечивающий дальность обнаружения до 180 км. Лодка получила и дополнительный перископ.
Твердотопливная ракета 4К85 имела стартовую массу 3180 кг и несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. Максимальная дальность стрельбы ПКР составляла 150 км, скорость ее полета соответствовала М=1. Ракета имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения.
По сравнению с ПКР "Аметист" была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т. н. "блок доведения" - инфракрасный датчик, установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий" РЛС на конечном участке траектории.
Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась с использованием цифровой ЭВМ, которая могла проверять все восемь ПКР одновременно. По сравнению с комплексом "Аметист" (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза.
По сравнению с проектом 670 несколько улучшились и условия обитаемости.
Строительство кораблей проекта 670М, как и проекта 670, осуществлялось в г. Горьком на судостроительном заводе "Красное Сормово".

 Закладка Спуск на воду Ввод в строй
К-452 30.12.72 07.73 07.02.74
К-458 12.02.74 30.06.75 19.02.76
К-479 01.10.75 06.05.77 29.11.77
К-503 07.02.77 22.09.78 24.01.79
К-508 10.11.77 03.10.79 12.01.80
К-209 20.12.79 16.09.80 24.01.81

После 1978 года часть ПЛАРК проекта 670М получила новый цифровой гидроакустический комплекс МГК-500 "Скат". В состав этого, весьма совершенного для своего времени, ГАК входили четыре гидроакустические антенны, обеспечивающие круговой обзор в режиме шумопеленгования, независимое автоматическое обнаружение и сопровождение целей, определение дистанции в режиме эхолокации, направленную кодированную гидроакустическую связь, а также обнаружение работающих в активном режиме гидролокаторов противника.
Другими усовершенствованиями, внедренными на проекте 670М в ходе эксплуатации ПЛАРК, стали новая система управления огнем "Радуга", аппаратура получения и обработки данных космического и авиационного целеуказания, комплекс связи "Молния", а также буксируемое антенное устройство "Параван", обеспечивающее прием радиосигналов на глубине до 150 м.
В 1987 г. корабли проекта 670М (К-209 и К-508) принимали участие в групповых стрельбах, в которых участвовало одновременно 6 ПЛАРК.
Подводные лодки проекта 670М исключены из состава флота в 1991-1995 rr. К-479 разрезана на заводе "Нерпа" в 1995 году.

Характеристика ПЛАРК проекта 670

Длина наибольшая .................. 104,9 м
Ширина наибольшая ................. 9,9 м
Средняя осадка .................... 7,4 м
Водоизмещение:
 - нормальное ..................... 4310 м3
 - полное ......................... 5500 м3
Рабочая глубина погружения ........ 240 м
Предельная глубина погружения ..... 300 м
Полная скорость подводного хода ... 24 уз.
Надводная скорость ................ 13 уз.
Автономность ...................... 60 сут.
Экипаж ............................ 84 чел.
В 1986-1992 гг. для отработки перспективного противокорабельного оперативно-тактического ракетного комплекса "Оникс" была переоборудована в ПЛАРК К-452 ("Новгород Великий" с 1997 года). Проект 06704 (шифр <Чайка-Б>) был создан под руководством главного конструктора А.Г.Лещева.
Вместо восьми пусковых установок ПКР <Малахит> на тех же местах на модернизированной лодке разместили 24 транспортно-пусковых контейнера СМ-315 с ракетами <Оникс>, установленных наклонно. Корабль получил также новые системы предстартовой подготовки и введения целеуказания.
Работы по модернизации проводились с 25 июня 1986 г. по 10 июля 1989 г. на судоремонтном заводе <Нерпа> (Пала-губа). Командир лодки капитан 1 ранга В. Обухов.
В настоящее время <Новгород Великий> выведен из боевого состава ВМФ.

Характеристика ПЛАРК проекта 06704

Длина наибольшая .................. 104,9 м
Ширина наибольшая ................. 9,9 м
Средняя осадка .................... 7,4 м
Водоизмещение, м3:
 - нормальное ..................... 4370
 - полное ......................... 5570
Рабочая глубина погружения ........ 240 м
Предельная глубина погружения ..... 300 м
Полная скорость подводного хода ... 24 узл.
Надводная скорость ................ 13 узл.
Автономность ...................... 60 сут.
Экипаж ............................ 98 чел.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz