МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"СТРЕМИТЬСЯ К СОЧЕТАНИЮ НАДВОДНОГО И ПОДВОДНОГО ФЛОТОВ"

Г.Смирнов

К началу второй мировой войны в составе английского флота было всего 69 лодок, в составе французского - 77, американского - 99, немецкого - 57, итальянского - 115, японского - 63. Советский же Союз к началу войны насчитывал на своих флотах 211 подводных лодок, из которых 206 были построены в годы Советской власти! И дело заключалось не только в количестве...
"При развитии ВМС стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов..." Согласно этому положению Реввоенсовета наш подводный флот с самого начала создавался как ударная часть Военно-Морских Сил. В его составе должны были быть лодки всех типов: малые - для действий в прибрежных районах, средние - для операций в открытом море, большие - для крейсерства на отдаленных вражеских коммуникациях.
О том внимании, которое Советским правительством уделялось подводному флоту, свидетельствует и такой факт: первым проектируемым для молодого флота боевым кораблем была именно подводная лодка. В сентябре 1923 года специально образованная комиссия разработала оперативно-тактические задания на проектирование торпедной подводной лодки и подводного минного заградителя. 5 марта 1927 года были заложены первые боевые лодки I серии - лодки типа Д (77). К 1932 году в строю ВМФ находилось уже 6 таких кораблей.
Главным их оружием были торпеды калибра 533 мм, 102-мм и 45-мм орудия. Надводное водоизмещение 930 т, подводное - 1278 т. Впервые в мире эти подводные лодки были оснащены комплексом аварийно-спасательных средств: сигнализации и связи, поддержания жизнедеятельности и спасения личного состава.
К началу Великой Отечественной войны лодки типа Д были уже сильно изношены. Тем не менее с первого дня они приняли участие в боевых действиях. Наибольших успехов добилась североморская Д-3 - первая из советских лодок, ставшая Краснознаменной и гвардейской.
Одновременно с постройкой лодок типа Д велась подготовка к строительству больших лодок II серии - подводных минных заградителей типа Л. До конца 1939 года в состав ВМФ вступило 19 лодок этого типа. Они постепенно модернизировались и выпускались в нескольких модификациях: лодки XI, XIII и XIII-бис серий. Кроме торпед и артиллерийских орудий, эти лодки несли еще запас мин.
14 октября 1933 года в строй Балтийского флота вступили четыре средние подводные лодки III серии - лодки типа Щ (78). Затем они неоднократно модернизировались. Лодки типа Щ (V, V-бис, V-бис 2, Х и Х-бис серий) строились для всех флотов Советского Союза. Это были самые многочисленные советские лодки - в составе ВМФ их было 86. "Щуки" превосходили иностранные лодки такого же класса, отличались простотой конструкции, надежностью механизмов и систем, имели хорошие мореходные качества.
21 мая 1931 года была заложена головная лодка IV серии типа П - эскадренный быстроходный корабль с мощным артиллерийским вооружением. Но проект этот оказался неудачным; у лодок обнаружились серьёзные конструктивные недостатки, поэтому их было построено всего три.
В годы второй пятилетки началась постройка лодок малого водоизмещения VI серии типа М для Дальнего Востока. При водоизмещении 203/254 т они были вооружены двумя торпедами и одним 45-мм орудием. Лодки типа М также неоднократно модернизировались и выпускались в VI, VI-бис и XII сериях. После "щук" они были самыми многочисленными (78) подводными лодками в отечественном флоте.
В 1934 году советские конструкторы разработали и проект крейсерско-эскадренной лодки XIV серии - лодки типа К (79). Это был один из лучших в мире подводных крейсеров, отлично вооруженный торпедами, минами и артиллерией. К началу войны в состав ВМФ вошли 6 таких лодок, еще 5 вступили в строй уже в ходе боевых действий.
В годы Великой Отечественной войны немало славных подвигов совершили лодки IX серии типа С (80). Их перед войной было построено 17, и это были весьма удачные средние подводные лодки. Впоследствии выпускались модернизированные субмарины этого типа серии IX-бис.
В результате поистине титанических усилий судостроительной промышленности через 13 лет после закладки первой советской подводной лодки наша страна располагала самым крупным в мире подводным флотом. За эти 13 лет, до 22 июня 1941 года, численность лодок, находящихся в строю, возросла в 14 раз. Причем Советский Союз располагал не только самым многочисленным, но и самым современным подводным флотом, в котором на долю больших и крейсерских лодок приходилось 16%, на долю средних - 45% и на долю малых - 39%.
Великая Отечественная война дала убедительное подтверждение боевой ценности подводного флота. Подводные корабли получили больше наград и почетных званий, чем все остальные корабли флота, вместе взятые. Так, одновременно ордена Красного Знамени и гвардейского звания были удостоены североморские лодки Д-3, С-56, Щ-402 и М-172. Гвардейского звания было удостоено 5 "щук", 4 "малютки", 1 "катюша", 1 "ленинец" и 1 лодка типа С. Орденом Красного Знамени награждено 10 "щук", 5 лодок типа С, 2 "малютки", 2 "катюши" и 2 "ленинца".
Высокого звания Героя Советского Союза было удостоено 25 советских подводников, среди которых мы видим имена М. Гаджиева, И. Колышкина, Н. Лунина, В. Старикова, И. Травкина, И. Фисановича и других.

"КАТЮША", CCCP, 1939-1944. Водоизмещение, т - 1710/2200. Мощность, л. с - 2X4200 / 2X1200. Скорость, узл - 22/10. Длина, м - 97. Ширина, м - 7,8. Рабочая глубина погружения, м - 100. Вооружение: носовых торпедных аппаратов - 6, кормовых торпедных аппаратов - 4, запас торпед - 24, запас мин - 20, 100-мм орудий - 2, 45-мм орудий - 2. В числителе - данные для надводного положения; в знаменателе - для подводного положения.
Так называли советские моряки крейсерские подводные лодки типа К, созданные накануне Великой Отечественной войны. Боевая деятельность этих кораблей развернулась главным образом на Северном флоте. Здесь 8 сентября 1941 года К-21 впервые провела артиллерийский бой с вражеским транспортом. Именно здесь К-3 впервые потопила артиллерийским огнем вражеский боевой корабль. Наконец, именно здесь торпеда К-21 настигла фашистский линкор <Тирпиц>. За годы войны <катюши> потопили 27 боевых кораблей и транспортов противника, две из них - К-21 и К-52 - были награждены орденом Красного Знамени, а одна - К-22 - стала гвардейской. На лодках типа К воевали Герои Советского Союза М. Гаджиев, Н. Лунин, И. Травкин.

"МАЛЮТКА", СССР

"ЛЕНИНЕЦ", CCCP, 1933 Водоизмещение, т - 1100/400. Мощность, л. с - 2х1100 / 2х600. Скорость, узл - 14,1 / 8,8. Длина, м - 81. Ширина, м - 6,6. Рабочая глубина погружения, м - 90. Вооружение: носовых торпедных аппаратов - 6, запас торпед - 12, кормовых минных труб - 2, запас мин - 20, 100-мм орудий - 1, 45-мм орудий - 1. В числителе - данные для надводного положения, в знаменателе - для подводного положения.
Подводная лодка типа "Л" (серия II). Головная лодка II серии вступила в строй Балтийского флота 22 октября 1933 года. Это был первый подводный минный заградитель советской постройки. Всего до конца 1939 года в состав Советского ВМФ вошло 19 лодок типа <Л>. В ходе строительства они дважды модернизировались - в 1936 и в 1938 году. Лодки типа <Л> отлично воевали на всех флотах: на Черном море прославилась Краснознаменная <Л-4>, на Балтийском - гвардейская <Л-3>, на Северном - Краснознаменная <Л-22>.

"C", СССР

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz