МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

СНОВА ПОИСК

И.Чернышев

После первой мировой войны военно-морские специалисты сделали вывод, что эсминцы стали универсальными силами флота, которые решают широкий круг задач. Действительно, к их прежним <обязанностям> добавились: эскортирование крупных кораблей и судов, разведка, борьба с подводными лодками, вывод и встреча своих лодок, постановка активных минных заграждений, обеспечение высадки десантов, набеговые операции и огневая поддержка сухопутным войскам. Вот почему в 20-е годы все морские державы занялись проектированием новых типов кораблей этого класса.
Решение большинства перечисленных задач было связано с использованием артиллерии. Поэтому создатели новых типов эсминцев уделяли серьезное внимание размещению на них пушек так называемого главного калибра, способных поражать морские и береговые цели, находящиеся на расстоянии нескольких десятков кабельтовых (1 кабельтов равен 0,1 морской мили, или 185,2 м). При этом орудия должны были обладать высокой скорострельностью и стрелять бронебойными фугасными, осколочными и ныряющими (по подводным лодкам) снарядами. Кроме того, всевозрастающая мощь авиации требовала установки на эсминцах зенитной артиллерии.
Торпедное вооружение, хотя и несколько утратило свое значение, все же было сохранено - уж очень эффективен результат торпедного залпа в случае попадания в цель. Оно стало более компактным: число торпедных аппаратов уменьшили с трех-пяти до двух, сохранив прежнее число труб (шесть-восемь). Улучшили тактико-технические данные самих торпед: дальность - до 15 км, скорость - до 45 узлов, вес заряда - до 300 кг.
Все эсминцы снабжались специальными приборами дистанционного управления артиллерийской и торпедной стрельбой, оборудованием для постановки мин, техническими средствами для наблюдения за обстановкой.
Требовалось решить и сложную проблему увеличения дальности плавания при сохранении высокой скорости. Поэтому в качестве главной силовой установки корабелы приняли турбины и высокопроизводительные нефтяные котлы. Все это вызывало увеличение размеров и водоизмещения, что еще больше затрудняло выход эсминцев в торпедную атаку против крупных кораблей противника.
К началу 30-х годов поисковые работы были в основном закончены, и флоты всех стран начали пополняться крупными сериями новых эсминцев.
В те же годы наши силы на всех флотах пополнились эсминцами типов <Гневный> и <Сторожевой>, многоцелевыми кораблями, унаследовавшими все лучшее от <Новиков> и воплотившими новейшие достижения науки и техники.
Эскадренные миноносцы типа <Гневный> (25) имели водоизмещение 1420 т, длину 112,5 м, ширину 10,2, осадку 3,5 м, наибольшую скорость около 39 узлов. Эсминцы типа <Сторожевой> являлись, по сути, модификацией <Гневного>: у них для повышения живучести главной силовой установки вместо линейного расположения котлов и турбин было применено эшелонное, при котором котельные отделения чередовались с машинными. Это обусловило, появление второй дымовой трубы и некоторое удлинение корпуса корабля. Вооружение обеих модификаций состояло из четырех 130-мм, двух 76-мм, двух 45-мм орудий и двух трехтрубных торпедных аппаратов.
Как отечественные, так и иностранные эсминцы имели противолодочное вооружение - глубинные бомбы и устройства для их сбрасывания и оборудование для постановки мин заграждения. Боевая рубка, артиллерийские установки, а на некоторых кораблях и торпедные аппараты, были снабжены противоосколочной броней.
Начало Великой Отечественной войны не позволило завершить намеченную программу строительства Советского Военно-Морского Флота. Тем не менее до 1941 года наши флоты получили от промышленности 312 кораблей (из 533 заложенных), в том числе 37 эсминцев, принявших самое активное участие в борьбе с фашистскими захватчиками.

"ГНЕВНЫЙ", СССР, 1936 г

"ФАРРАГУТ", США, 1934 г водоизмещением 1800 т, длиной 100,6 м, шириной 10,4 и осадкой 3,0 м. При мощности главной силовой установки 42 800 л. с. они развивали скорость до 37 узлов и имели дальность плавания 15-узловым ходом 6000 миль. Они были вооружены пятью 127-мм и четырьмя зенитными 20-мм орудиями и двумя четырехтрубными торпедными аппаратами. Экипаж насчитывал 162 человека.

"ГЕРО", Англия, 1936 г водоизмещение 1500т, длину 93,4 м, ширину 10,1, осадку 2,6 м, мощность главной силовой установки 34000 л. с., дальность плавания 15-узловым ходом 6000 миль, максимальную скорость 35,5 узла. Их вооружение состояло из четырех 120-мм и семи зенитных 40-мм пушек и двух четырехтрубных торпедных аппаратов. Экипаж - 145 человек.

"ЛЕБРЕХТ МААС", Германия, 1936 г водоизмещение 1625 т, длину 111,6 м, ширину 11,1, осадку 2,9 м, мощность главкой силовой установки 50 000 л. с., дальность плавания 16-узловым ходом 4000 миль, максимальную скорость 36 узлов. Вооружение было следующим: пять 127-мм и пять 20-мм (зенитных) орудий и два четырехтрубных торпедных аппарата. Экипаж - 142 человека.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz