МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"МАДЖЕСТИК"

Г.Смирнов

"Ну что ж, я ухожу. Желаю всем вам всего наилучшего". Гробовое молчание было ответом на эти слова, произнесенные высоким седоволосым человеком. Ни одна голова не повернулась в его сторону, ни одна рука не протянулась для прощального рукопожатия. Помедлив мгновение, он повернулся, в полном одиночестве спустился по широкой лестнице. И через несколько минут двери Бюро военного кораблестроения навсегда захлопнулись за его спиной. Так 31 января 1902 года оставил пост главного кораблестроителя британского флота сэр Вильям Уайт - конструктор, "придавший английскому броненосцу гордый, чарующий, симметричный профиль, несравнимый с профилями броненосцев других стран", конструктор, который "после двух десятилетий нелепых и злосчастных неудач открыл эру кораблей волнующей красоты и мощи".
Когда в 1885 году Уайт сменил Барнаби на посту главного кораблестроителя, ничто не предвещало того нелепого, драматического краха, который спустя 17 лет завершил его блистательно начавшуюся карьеру.
Он начал с модернизации "Трафальгара", и эта работа привела его к убеждению, что будущий броненосец должен быть мореходным, скоростным кораблем, способным вести огонь в свежую погоду. Такая постановка задачи сразу определила характерные особенности уайтовских кораблей - большое водоизмещение, высокий борт и кажущийся на первый взгляд непонятным возврат к барбетным установкам. Решение, однако, было совершенно логичным: механизмы вращения башен были в то время ненадежны и несовершенны. Памятуя о недостатках подобных установок броненосцев типа "Адмирал", Уайт осознал, что основание барбета должно быть забронировано до самой палубы. Эти идеи облеклись в плоть в 1889 году, когда английское правительство приняло знаменитый акт о военно-морской обороне, по которому надлежало в несколько лет построить 10 броненосцев первого класса, 42 крейсера и 18 миноносцев. Из этих десяти семь принадлежали к одному типу "Ройал Соверен".
Превосходя броненосцы тех лет по длине - 108 м, по ширине - 23 м и по водоизмещению - 14150 т, "Ройал Соверен" стал первым английским высокобортным броненосцем, несущим 4 343-мм орудия в барбетах на верхней палубе, и первым броненосцем с противоминной артиллерией в казематах. Десять 152-мм скорострельных орудий, 16 6-фунтовых, 12 3-фунтовых дополняли орудия главного калибра. 456-мм пояс из брони-компаунд по ватерлинии, 434-мм барбеты и 127-мм броневой пояс между барбетами составляли бронирование этого корабля.
Проектируя свои корабли, Уайт считал, что все английские броненосцы должны быть броненосцами первого класса. Моряки считали иначе и потребовали от него создания броненосцев меньшего водоизмещения с большой дальностью плавания. Так появились "Центурион" и "Барфлер" водоизмещением 10500 т. Они в принципе отличались от "Ройал Соверен" лишь менее мощными 254-мм орудиями и облегченным бронированием. На "Центурионе" Уайт устранил основной недостаток "Ройал Соверена" - открытый сверху барбет, оставлявший прислугу без защиты. С тех пор на всех английских броненосцах орудийная прислуга защищалась броневым колпаком, надеваемым поверх барбета.
В 1893-1894 годах, напуганное стремительным ростом французского и русского флотов, английское правительство принимает решение построить к 1898 году новую серию броненосцев. По новой программе была заложена самая крупная в истории серия из девяти броненосцев типа "Маджестик". Хотя в конструкцию нового броненосца было внесено немало важных усовершенствований, в основе своей это был все тот же "Ройал Соверен" с увеличенным до 14900 т водоизмещением. Главное отличие его - применение более прочной 229-мм гарвеевской брони вместо 456-мм брони-компаунд. Выигрыш в весе позволил увеличить площадь бронирования, защитить барбетные установки колпаками и увеличить толщину броневой палубы. Особенность артиллерии "Маджестика" - возврат к 305-мм усовершенствованным орудиям, по своим характеристикам превосходившим старые 343-мм. На броненосце этого класса "Марс" впервые применили жидкое топливо.
Следующая серия Уайта - шесть броненосцев класса "Канопус". Будучи меньше (12950 т) "Ройал Соверенов" и "Маджестиков", они могли проходить через Суэцкий канал, несли более прочную и легкую гарвейникелевую броню, став первыми английскими броненосцами с водотрубными котлами. За "Канопусами" в 1899-1902 годах последовали пять броненосцев типа "Лондон" (15000 т). И как раз в разгар этой напряженной работы над Уайтом разразилась катастрофа...
3 июля 1900 года в доке перевернулась королевская яхта, спроектированная Уайтом. И хотя причиной катастрофы оказалась неправильная загрузка яхты, произведенная вопреки его инструкциям (кстати, эта яхта без всяких аварий прослужила сорок лет), на его репутацию была брошена тень, и Адмиралтейство уволило его в отставку. В апреле 1901 года он успел выдвинуть основные идеи броненосцев класса "Кинг Эдуард VII", но подписывать рабочие чертежи ему уже не пришлось.
Наступательная сила этих 16 350-тонных броненосцев была увеличена четырьмя 234-мм орудиями, размещенными в четырех башнях из 172-мм брони. К отличительным особенностям этих броненосцев относится появление 234-мм орудий, покраска в серый цвет.
В 1903 году инспектор английского флота Мэй предпринял исследования, чтобы выяснить соотношение между мощностью орудий и броневой защитой различных классов кораблей. Он установил, что необходима большая площадь бронирования, чем было принято тогда думать, и что вспомогательная артиллерия не нужна, ибо она уничтожается главным калибром противника до того, как сможет открыть огонь. Мэй предложил строить броненосцы, вооруженные только тяжелыми бронебойными орудиями и противоминной скорострельной артиллерией. По этому предложению конструктор Бюро военного кораблестроения Дж. Нарбет спроектировал броненосец, вооруженный 12 306-мм орудиями. Такое радикальное новшество Адмиралтейство не решилось утвердить, и однотипные "Лорд Нельсон" и "Агамемнон" были вооружены 4 306-мм и 10 234-мм пушками. Спущенные в 1906 году, эти броненосцы были затменены творением Филиппа Уаттса - знаменитым "Дредноутом" - и остались в истории британского флота как первые броненосцы без 152-мм орудий и как последние с поршневыми паровыми машинами.
"Эра Уайта" - так английские морские историки называют 17-летнее пребывание Уайта на посту главного кораблестроителя - была полной противоположностью эре Барнаби. Вместо пестрого ассортимента разнотипных кораблей Уайт разработал тип барбетного броненосца, послуживший основой для крупных серий английских линейных кораблей.

"МАДЖЕСТИК", Великобритания

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz