МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"МАРАТ"

Г.Смирнов

В годы Великой Отечественной войны на одном из участков Ленинградского фронта фашистские укрепления особенно сильно страдали от необычайно мощных снарядов советской артиллерии. Немцы долго пытались понять, что за орудия и откуда ведут огонь по их пунктам обороны, но это так и осталось для них загадкой...
"Все было очень просто, - вспоминает маршал артиллерии Г. Одинцов - Будучи начальником артиллерии Ленинградского фронта, я как-то раз приехал на один из полигонов под Ленинградом и обнаружил там поистине уникальные пушки. Это была опытная трехорудийная башня для наших новых линкоров, доставленная на полигонные испытания еще до начала войны. 406-мм орудия огромной мощности оказались для нас настоящей находкой и внесли свой вклад в дело обороны осажденного города". Таким неожиданным путем врагу довелось испытать на себе сокрушительный огонь главной артиллерии даже тех советских линкоров, которым никогда не пришлось вступить в строй.
Заложенные в 1938-1940 годах три новых наших линкора типа "Советский Союз" были прекрасными представителями этого класса боевых кораблей. К сожалению, достроить их не удалось: началась война:
Первым линкором советского флота стал "Марат", бывший "Петропавловск". Спустя шесть лет - в 1924 году - вступила в строй "Парижская коммуна" ("Севастополь"). А еще через четыре года - в 1928 году- "Октябрьская революция" ("Гангут"). Четвертый балтийский дредноут - "Михаил Фрунзе" ("Полтава") так пострадал от пожара в 1923 году, что было принято решение пустить его на слом.
Восстановленные линкоры стали отличной школой для воспитания кадров молодого советского флота. Уже в 1925 году Балтийский флот совершил большой учебный поход от Лужской губы до Кильской бухты. В этом походе нарком по военным и военно-морским делам М. Фрунзе держал свой флаг на линкоре "Марат". В походе 1927 года на "Марате" плавали К. Ворошилов и С. Киров. Зимой 1929/30 года из Кронштадта в Севастополь совершили трудный переход линкор "Парижская коммуна" и крейсер "Профинтерн".
В 1934-1935 годах все три советских линкора прошли модернизацию. На них были установлены новые паровые котлы, работающие на жидком топливе; переделаны и увеличены по высоте носовые надстройки; передним трубам придан характерный скос назад; изменены и сделаны более совершенными носовые оконечности; на носовой и кормовой башнях открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек.
Готовя нападение на СССР, гитлеровские генералы и адмиралы особенно тщательно разрабатывали планы уничтожения советских линкоров с помощью авиации. "Едва корабли успевали отбить одну волну вражеских бомбардировщиков, - вспоминает адмирал Н. Кузнецов, - как за ней следовала другая: "Марат" получил первое попадание крупной бомбы 16 сентября... Но самые массированные налеты на этот линкор имели место 21-23 сентября. Тогда он стоял уже в Петровской гавани Кронштадта. От попадания бомбы в погребе произошел настолько сильный взрыв, что мостик и вся система бронированных постов весом в несколько тонн были подняты в воздух и сброшены в воду... Вся носовая часть, первая башня и мостик были разрушены. "Марат" сел на грунт, но оставшиеся в строю три башни через два месяца снова продолжали стрелять. Больше "Марат" уже никогда не выходил в море, но, даже воюя всю блокаду на одном месте, он нанес врагу немалый урон". "Октябрьская революция" хотя и пострадала от бомб, но тем не менее поддерживала своим огнем наступление войск Ленинградского фронта и 22 июня 1944 года была награждена орденом Красного Знамени. "Парижская коммуна", в 1942 году вновь переименованная в "Севастополь", также отличилась в боевых действиях Черноморского флота и стала Краснознаменной.
В силу различных причин капиталистические страны - участницы второй мировой войны - по-разному относились к модернизации дредноутов времен империалистической войны. Германии, лишенной после ее поражения всех своих линкоров, было нечего модернизировать и оставалось только строить новые корабли. США, приученные своим географическим положением к тому, что у чих всегда есть резерв времени для строительства современного флота, также не занимались модернизацией старых линкоров. Такой же политики придерживалась Франция, которая, правда, первой начала строить современные линейные корабли.
Япония, с методической настойчивостью "копившая" свой флот, не могла себе позволить такое расточительство и поэтому перестроила большую часть старых кораблей. Не решилась отказаться от многочисленных линейных кораблей первой мировой войны и Англия. С 1936 года наряду со строительством новых линкоров типа "Кинг Джордж V" англичане лихорадочно модернизируют старые линкоры.
Но больше всего уделили внимания модернизации итальянцы. В 1937-1940 годах они произвели кардинальную перестройку своих линкоров, создав практически новые корабли. Но столь радикальные изменения ненамного продлили срок службы модернизированных линкоров: последние из них пошли на слом в 1948 году.
В этом смысле советские линейные корабли оказались своего рода рекордсменами. Прослужив в строю более сорока лет, они были списаны после войны.
После войны ни одна страна не стала строить линкоры. Но в течение почти целого столетия этот тип кораблей играл такую огромную роль в мировой истории, их совершенствование дало такой мощный толчок развитию металлургии, машиностроения, электротехники и оптики, что интерес к ним сохранился до нашего времени. Будучи самыми крупными кораблями флота, эти плавучие крепости были вооружены самыми мощными пушками, защищены самой крепкой броней и могли совершать самые дальние походы. И в годы второй мировой войны, выдерживая чудовищные удары вражеских снарядов, бомб, мин и торпед, они оставались на плаву и продолжали с огромной точностью поражать противника на дистанциях, достигающих 40 км! И хотя авианосцы, способные уничтожать цели, удаленные от них на 500-550 км, положили конец господству бронированных чудовищ, многие считают, что техническое совершенство последних линкоров позволяет рассматривать их как одно из самых поразительных созданий инженерного искусства.
В 1892 году русский генерал Ф. Пестич, крупный специалист в морской артиллерии, писал: "Если мы обратимся к тому периоду времени, когда существовала еще кавалерия, закованная з железо, то увидим, что состояние, в котором находилась эта конница, весьма близко подходит к состоянию современных броненосных флотов. И современный флот, и прежняя кавалерия, преследуя одну лишь идею самозащиты, развивали один только этот элемент в ущерб другим. Наконец, с появлением огнестрельного оружия кавалерия бросила свои латы..."
С появлением ракетно-ядерного оружия "бросил" свои броненосные корабли и современный флот.

"МАРАТ", СССР

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz