МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"ТИРПИЦ"

Г.Смирнов

Утром 21 мая 1941 года командующий английским флотом адмирал Товей получил шифрованное сообщение: два крупных фашистских корабля идут через пролив Каттегат, держа курс на север. После полудня сообщение подтвердилось. Один из самолетов-разведчиков ухитрился сфотографировать эти корабли, отстаивающиеся в Гримстад-фиорде в ожидании темноты. Расшифровка фотографий не оставляла сомнений: в районе Бергена приготовились к прыжку на английские коммуникации линкор "Бисмарк", крупнейший и мощнейший корабль в истории германского флота, вступивший в строй в августе 1940 года, и тяжелый крейсер "Принц Евгений". И когда два дня спустя немецкие корабли достигли северного входа в Датский пролив - широкое морское пространство, разделяющее Исландию и Гренландию, - они обнаружили в сумеречной мгле очертания тяжелого английского крейсера "Суффолк". Через час появился еще один крейсер, "Норфолк". Оба английских корабля шли параллельными курсами с немецкой эскадрой, оставаясь вне досягаемости ее орудий.
На рассвете 24 мая впервые заговорили 381-мм орудия "Бисмарка", обрушившего огонь на линейный крейсер "Худ" и линкор "Принц Уэльский", которые раньше всех подоспели к месту боя. Через одиннадцать минут на "Худе" раздается страшный взрыв: раскалывая корабль пополам, в воздух взлетает содержимое пороховых погребов, и в несколько минут перестает существовать чуть ли не крупнейший военный корабль мира. Сильно дымя, отворачивает от германских кораблей "Принц Уэльский", пораженный несколькими снарядами. Невредимые "Принц Евгений" и "Бисмарк", за которым тянется след жидкого топлива, вытекающего из поврежденных в бою цистерн, упорно продолжают идти на юг. Вечером 26 мая торпедоносец с авианосца "Арк Ройал" выводит из строя рулевое управление фашистского линкора. А в 10 часов утра "Бисмарк" делает последний выстрел. Наконец в 10 часов 47 минут, получив два последних торпедных попадания с крейсера "Дорсетшир", "Бисмарк" идет на дно вместе со всем экипажем, командиром и адмиралом Лютьенсом.
Лишь после этого англичане смогли подсчитать, во что им обошлось потопление немецкого линкора. Оказалось: в районе сражения им пришлось сосредоточить 48 боевых кораблей (от линкоров до подводных лодок) и больше 100 самолетов...
Составляя условия Версальского мира, союзники решили лишить немцев права строить корабли более сильные, чем тяжелые крейсера, вооружаемые обычно 203-мм орудиями. Поэтому одна из статей договора запрещала Германии строить корабли водоизмещением свыше .10 тыс. т. Но получилась удивительная вещь.
Проигравшая войну Германия не участвовала, естественно, в подписании Вашингтонского договора, по которому максимальный калибр крейсерных орудий не должен был превышать 203 мм. И эта юридическая лазейка позволила немцам создать так называемые "карманные линкоры" - корабли, которые при водоизмещении 10 тыс. т несли шесть 280-мм орудий.
Проектируя "Дойчланд", немцы стремились создать необычный корабль. По мощи артиллерии он должен был превосходить те вражеские корабли, которые могли его догнать. А скорость хода у него должна была быть достаточной, чтобы удрать от противника, превосходящего его мощью орудий. Три "карманных линкора" - "Дойчланд" (впоследствии переименованный в "Лютцов"), "Адмирал граф Шпее" и "Адмирал Шеер" - стали первыми и единственными в истории линкорами, на которых в качестве главных двигателей были установлены восемь двухтактных дизелей двойного действия, по 7100 л.с. каждый. На один вал работали четыре дизеля, соединенные с редуктором через гидравлические муфты. На полном ходу - 26 узлов - мощность установки достигала 54 тыс. л. с.
Борясь за экономию в весе, широко применяя электросварку, заменяя сталь алюминиевыми сплавами всюду, где только возможно, немцы создали корабли, которые при мощном вооружении - шесть 280-мм и восемь 150-мм орудий, 8 торпедных аппаратов и многочисленные зенитные установки - несли бронирование, лишь чуть-чуть превосходящее защиту тогдашних крейсеров такого же водоизмещения. Это дало право некоторым специалистам относить такие корабли к классу тяжелых крейсеров. Сами немцы придумали для них особое название, странно звучавшее в 30-х годах - броненосец. В широкой же публике за кораблями этого типа сохранилось название "карманные линкоры".
Спустя три года после постройки "Дойчланда" фашистская Германия демонстративно отказалась выполнять Версальский договор. В дискуссии, развернувшейся вокруг вопроса о том, какие корабли - надводные или подводные - строить для крейсерской войны на коммуникациях противника, верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. И в 1936 году на воду сходят новые немецкие линкоры - "Шарнхорст" и "Гнейзенау".
Апогеем доктрины адмирала Редера стали два последних и самых крупных в истории немецкого флота надводных корабля - линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц". Эти гигантские корабли водоизмещением около 50 тыс. т. были вооружены восемью 381-мм, двенадцатью 150-мм, шестнадцатью 104-мм орудиями и множеством 20-мм зенитных пушек. Толщина главного броневого пояса - 320 мм. Боевая рубка защищена 355-мм броней, толщина броневой палубы - 146 мм. Толщина брони на башнях главного калибра - переменная: лобовая - 356 мм, крыша - 125 мм. Три турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 163 тыс. л. с. приводили в действие три винта, сообщавшие этим линкорам скорость до 30,9 узла. Дальность плавания этих кораблей, предназначенных специально для рейдерства, - 10 тыс. миль.
Внушительный вид новых линкоров настолько поразил воображение бесноватого фюрера, вообще склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линейного корабля водоизмещением около 140 тыс. т. Но ход войны перечеркнул планы адмирала Редера, а заодно положил конец и честолюбивым мечтаниям самого фюрера.
В 1939 году в устье Ла-Платы команда затопила "Адмирала графа Шпее", застигнутого английскими крейсерами. Спустя два года уничтожен "Бисмарк". В декабре 1943 года западнее норвежского побережья пошел на дно "Шарнхорст". Непрерывно выводимые из строя авиацией и подводными лодками, всю войну ремонтируются и бездействуют "Гнейзенау" и "Тирпиц". Весной 1945 года пущен на дно "Дойчланд" - "Лютцов", потоплен авиацией в Киле "Адмирал Шеер". Таков бесславный итог доктрины Редера с его ставкой на "карманные линкоры".

"ТИРПИЦ", Германия

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz