МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"МЕРИЛЕНД"

Г.Смирнов

"...Все произошло так быстро, что на кораблях не успели даже понять, в чем дело. На линкоре "Невада", например, оркестр продолжал играть, когда пулеметная очередь проносившегося над палубой самолета начала косить матросов, стоявших в строю перед подъемом флага. Но главные удары наносили торпедоносцы и бомбардировщики. Первый крупный взрыв раздался на линкоре "Аризона": через открытый люк бомба попала там в артиллерийский погреб. Корабль взорвался, оставив после себя только пятно горящего мазута. В течение десяти минут взрывы различной силы раздавались на линкорах "Оклахома", "Калифорния" и "Вест Виргиния". В последний попало несколько торпед. Вспыхнуло огромное пламя, и линкор быстро затонул". Так адмирал Н. Кузнецов описывает в своей книге "На флотах боевая тревога" сокрушительный удар, нанесенный японским флотом по Пирл-Харбору - главной базе американского тихоокеанского флота.
Превосходства над США в линейных кораблях Япония достигла 7 декабря 1941 года в результате 100-минутного налета на Пирл-Харбор. 353 самолета, которые поднялись с японских авианосцев, скрытно приблизившихся к Гавайским островам, оказались грозным противником для восьми американских линкоров, стоявших в гавани: четыре из них пошли на дно, а четыре получили тяжкие повреждения. Так неудачно началась вторая мировая война для американских дредноутов, построенных в 1910-1920 годах...
Слухи о постройке "Дредноута", взбудоражившие военно-морские круги всех великих держав, в США произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Сравнивая качества "Мичигана" и "Саут Каролайны" - новейших броненосцев, заложенных на американских верфях, - с качествами только что вступившего в строй "Дредноута", обескураженные американцы снова и снова убеждались, что скрытные, коварные англичане увели у них, можно сказать, из-под носа славу постройки первого линейного корабля нового типа.
За девять месяцев до закладки "Дредноута" конгресс США принял акт о постройке двух броненосцев типа "Мичиган". Но оперативность в строительстве американского флота была такова, что 17 декабря 1906 года, когда наконец заложили "Мичиган", "Дредноут" уже вступил в строй британского флота!
На линкорах типа "Мичиган" впервые в мировой практике было применено линейно-возвышенное расположение башен главного калибра, ставшее впоследствии классическим. Как ни парадоксально, решающую роль в этом важном нововведении сыграли не конструкторы, а конгрессмены. Дав разрешение на постройку двух кораблей, водоизмещением не 18-20 тыс. т. каждый, как требовали кораблестроители, а всего лишь 16 тыс. т, конгрессмены вынудили моряков и судостроителей уменьшить скорость полного хода до 18,5 узла и снизить число 305-мм орудий главного калибра до восьми. Недостаток в количестве пушек кораблестроители удачно компенсировали линейным расположением, а недостаток скорости - увеличением носового и кормового обстрела, для чего расположили башню над башней.
Тем не менее спущенные в 1908 году и вступившие в строй в 1910-м "Мичиган" и "Саут Каролайна" с их восемью 305-мм и двенадцатью 76-мм орудиями оказались кораблями с неоправданно заниженными боевыми характеристиками. По сравнению с предшествующими американскими броненосцами на них было ослаблено бронирование: толщина главного пояса - 229-280 мм, башен - 203-305 мм, боевой рубки - 305 мм. Две паровые машины позволяли развить лишь умеренную по сравнению с "Дредноутом" скорость - 18,5 узла против 21. Внутренние помещения были тесны и душны, а в целом корабль являл собой недостаточно устойчивую орудийную платформу.
Появление "Дредноута" в Англии заставило американских конгрессменов снять свои нелепые ограничения на водоизмещение вновь строящихся кораблей, и США включаются в лихорадочное строительство линейного флота. За "Мичиганом" и "Саут Каролайной" последовали "Норт Дакота" и "Делавэр", водоизмещение и скорость которых доведены до дредноутского уровня - 20-21 тыс. т и 21 узел. Увеличенное водоизмещение позволило разместить на кораблях этого типа 10 305-мм орудий в 5 линейно-возвышенных башнях: двух в носовой части и трех - в кормовой. "Норт Дакота" был первым американским линкором с паротурбинной установкой. Вслед за этими двумя кораблями были спущены два линкора близкого к ним типа - "Юта" и "Флорида". За ними - "Арканзас" и "Вайоминг" (27 тыс. т), ставшие первыми и единственными в мире линкорами, несущими в диаметральной плоскости 12 305-мм орудий в шести линейно-возвышенных башнях. Со следующими кораблями - "Нью-Йорк" и "Техас", на которых планировалась установка 15 305-мм пушек в пяти трехорудийных башнях, приключилась заминка. Американские турбинные фирмы отказались поставлять турбины, соответствующие требованиям морского департамента. И чтобы проучить строптивых дельцов, флот решил вернуться к паровым машинам тройного расширения, а заодно перейти на более крупный калибр главной артиллерии. В результате флот пополнился двумя весьма экономичными кораблями, впервые в мировой практике вооруженными 10 356-мм орудиями в пяти двухорудийных башнях.
Напуганные действиями морского департамента, турбинные фирмы пошли на попятную. И если на "Оклахоме" - линкоре следующей серии - были еще установлены паровые машины тройного расширения, то на "Неваде" - втором линкоре серии - установлена первая в США паровая турбина Кертиса с зубчатой передачей. Так же, как и линкоры предыдущей серии, "Оклахома" и "Невада" имели 10 356-мм орудий, но размещены они были по-другому. В носу и в корме линейно-возвышенно было установлено по две башни: нижняя - трехорудийная и верхняя - двухорудийная. По сравнению с предыдущими линкорами на "Оклахоме" и "Неваде" усилено бронирование: толщина брони главного броневого пояса - 340 мм, трехорудийных башен - 228-456 мм, двухорудийных - 228-406 мм.
Увеличив водоизмещение "Оклахомы" с 27500 до 31 400 т, конструкторы разработали проект линкоров "Пенсильвания" и "Аризона", вооруженных 12 356-мм орудиями в четырех линейно-возвышенных трехорудийных башнях. За ними в течение 1917 года были спущены линкоры примерно такого же типа с разными силовыми установками: "Нью-Мексико" с турбоэлектрической установкой, "Айдахо" - турбозубчатой системы Парсонса и "Миссисипи" турбозубчатой системы Кертиса. Дальше в 1919 году последовали примерно такие же "Калифорния" и "Теннесси" с турбоэлектрическими силовыми установками.
К моменту окончания первой мировой войны на стапелях США находилось 10 линкоров типа "Мериленд". В основе своей сходные с "Калифорнией", корабли этой серии впервые в мировой практике несли в четырех линейно-возвышенных двухорудийных башнях 8 406-мм орудий.
Для американских дредноутов первая мировая война началась почти на три года позднее, чем для остальных участников, - 6 апреля 1917 года. "Нью-Йорк", "Техас", "Вайоминг", "Флорида", "Делавэр" воевали бок о бок с английскими линкорами в составе Гранд Флита. "Оклахома", "Невада" и "Юта" базировались на Ирландию. Остальные несли службу у берегов США.
Перемирие, подписанное в ноябре 1918 года, положило конец осуществлению обширной программы строительства линкоров. Часть из них была достроена, часть пошла на слом, и в 1921 году развитие этого класса в США останавливается на 18 лет.

"МЕРИЛЕНД", США

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz