МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"СВОБОДНАЯ РОССИЯ"

Г.Смирнов

20 октября 1916 года с черноморским линкором "Императрица Мария" стряслась беда. Вскоре после побудки в 6 часов 15 минут, когда этот линейный корабль стоял на Севастопольском рейде, в носовом погребе 305-мм полузарядов вспыхнул пожар. Спустя 5 минут страшный взрыв вскрыл верхнюю палубу от носа до второй башни и сдвинул с мест носовую башню и боевую рубку. В течение следующего получаса взрывы почти ежеминутно сотрясали могучий корпус корабля, а в 7 часов 05 минут после сильного взрыва с правого борта корабль начал быстро крениться, перевернулся вверх килем и пошел на дно. Так после одного года и трех месяцев напряженной боевой службы погиб один из трех черноморских дредноутов, спешно построенных Россией в предвидении грядущей войны.
В 1909 году, когда по малой программе судостроения на Балтике начали строиться "Севастополь", "Полтава", "Петропавловск" и "Гангут", полагали, что на Черном море можно ограничиться постройкой миноносцев и подводных лодок. Но как только стало известно, что Турция собирается приобрести в Англии, Бразилии и Чили несколько новейших дредноутов, в Николаеве 12 ноября 1911 года были заложены три новых линкора: "Императрица Мария", "Императрица Екатерина II" (позднее переименованная в "Императрицу Екатерину Великую") и "Император Александр III".
Спроектированные по той же принципиальной схеме, что и русские балтийские дредноуты, черноморские линейные корабли предназначались для иного театра войны, и это повлекло за собой существенные различия. Примерно при одинаковом водоизмещении черноморские линкоры превосходили балтийские по дальности плавания, вооружению и бронированию. На последних за счет большого запаса топлива и почти вдвое большей мощности турбин была ослаблена броневая защита. Неся такую же артиллерию, что и "Севастополь" (двенадцать 305-мм орудий и четыре 47-мм), "Императрица Мария" была вооружена двадцатью 130-мм пушками против шестнадцати на "Севастополе" и сверх того восемью 75-мм орудиями и четырьмя пулеметами. Наконец, на черноморских дредноутах толщина главного броневого пояса была 102-262 мм против 100-225 мм на балтийских, а толщина башенной брони - 305 мм против 125-200 мм.
Конечно, такие преимущества дались не даром. Платой за все эти достоинства явилось уменьшение скорости черноморских линейных кораблей - 21 узел вместо 23.
События войны подтвердили правильность решения о постройке линкоров на Черном море. В конце июля 1914 года сквозь англо-французские кордоны в Средиземном море прорвались к Босфору два германских корабля - линейный крейсер "Гебен" и легкий крейсер "Бреслау". Прорыв этих кораблей, формально купленных Турцией и плававших под турецким флагом, но фактически находившихся под командованием немецкого адмирала Сушена, разом аннулировал значительное превосходство русского Черноморского флота над турецким. "Гебен" с его десятью 280-мм и двенадцатью 150-мм орудиями был сильнее "Евстафия" - лучшего русского броненосца на Черном море (четыре 305-мм, четыре 203-мм и двенадцать 150-мм орудий), а по скорости хода превосходил его больше чем в полтора раза (27 узлов против 16).
Вступление в строй "Императрицы Марии" и "Императрицы Екатерины Великой" восстановило превосходство русского флота на Черном море. Вот почему гибель русского линкора в самом разгаре боевых действий породила немало темных слухов. Одни утверждали, что здесь не обошлось без германских шпионов и диверсантов, другие считали причиной взрыва самовозгорание пороха, третьи - неосторожность в обращении с полузарядами. Но выход из строя "Императрицы " Марии" не мог оказать существенного влияния на развитие операций Черноморского флота, так как через несколько месяцев должен был быть сдан "Император Александр III".
Революция, интервенция и гражданская война сыграли решающую роль в судьбе оставшихся черноморских дредноутов. В апреле 1917 года "Императрица Екатерина Великая" была переименована и стала называться "Свободною Россиею" и "Император Александр III" - "Волей". Год спустя, чтобы не попасть в руки немцев, Черноморский флот прорывается из Севастополя в Новороссийск. Здесь 18 июня 1918 года революционные моряки по приказу В. И. Ленина затопили линкор "Свободная Россия" и часть флота. Другие корабли ушли в Севастополь и. попав в руки белогвардейцев, в 1920 году были уведены в Бизерту. Вместе с этими кораблями ушел в Средиземное море и "Император Александр III", вторично переименованный в "Генерала Алексеева".
По стечению обстоятельств этому последнему дредноуту русской постройки довелось совершить свой последний переход в одной эскадре с "Жаном Баром" - первым французским дредноутом. Франция приступила к постройке линейных кораблей дредноутского типа позже других держав. Тем не менее в конструкции первых французских дредноутов - "Жан Бар", "Курбэ", "Пари" и "Франс" - нет сколько-нибудь существенных новинок.
Линкоры следующей серии - типа "Бретань" - те же "Жан Бары", изменена лишь артиллерия главного калибра: 10 340-мм вместо 12 305-мм.
Первыми броненосцами японской постройки стали броненосцы "Аки" и "Сатзума", заложенные в 1903 году на верфях в Куре и в Иокосуке. Когда разразилась русско-японская война, эти корабли не были еще даже спущены на воду, и Япония одержала свои победы с помощью кораблей, построенных на английских верфях. Опыт русско-японской войны задержал достройку первых японских броненосцев. Подвергнутые существенным переделкам, они попали в разряд броненосцев до-дредноутского периода. Имея много общего с английским "Лордом Нельсоном", русским "Андреем Первозванным", французским "Републик", германским "Шлезвиг-Гольштейном", японские "Аки" и "Сатзума" отличались необыкновенно большим калибром средней артиллерии - 254 мм. "Аки" был первым японским линкором с турбинной установкой.
Первыми японскими дредноутами стали однотипные "Кавачи" и "Сеттсу", вооруженные двенадцатью 305-мм орудиями в шести двухорудийных башнях, десятью 152-мм и восемью 120-мм пушками. Следующий тип японских линкоров - сверхдредноутов - "Фузо" и "Ямаширо". На этих линкорах японцы переходят на американскую систему линейно-возвышенного расположения шести двухорудийных башен, так что в нос и в корму могли расположить по 4 орудия, а на каждый борт - 12.
При рекордно большом водоизмещении - 30600 т - последние японские линкоры, заложенные накануне первой мировой войны, превосходили линкоры воюющих держав и мощностью артиллерийского вооружения, ибо "Фузо" и "Ямаширо" стали первыми в мире линкорами, вооруженными 356-мм пушками главного калибра.

"СВОБОДНАЯ РОССИЯ", Россия

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz