МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"СЕВАСТОПОЛЬ"

Г.Смирнов

В первых числах августа 1914 года на телеграфных станциях мира, связанных единой системой электрических кабелей, засверкала маленькая зеленая искорка бедствия. Непрерывно звякали электрические звонки, стучали аппараты Морзе, разнося зловещую весть: война объявлена. И лишь в результате драматического разворота событий британский флот пополнился линкорами, которые с самого начала не удовлетворяли требованиям адмиралтейства. Это были корабли, строившиеся частными фирмами Англии для других стран и конфискованные правительством в связи с объявлением войны.
Бразильское правительство первым решилось заказать в Англии два дредноута - "Минас Жераэс" (1908 г.) и "Сан-Паоло", спроектированные конструктором завода Элзвик Перретом в соответствии с требованиями бразильских моряков. Эти корабли несли 12 305-мм орудий в 6 двухорудийных башнях, из которых две размещались одна над другой в носу, две - в корме, и по одной - на каждом борту. Таким образом, вперед и назад могли вести огонь 8 орудий, а по каждому борту - 10.
Война расстроила и сделку на постройку линкора "Рио де Жанейро", в результате чего британский флот пополнился линейным кораблем "Эджинкорт" - самым длинным из всех английских дредноутов первой мировой войны. Уступая другим кораблям этого класса в бронировании и дальности плавания, "Эджинкорт" с его 14 305-мм пушками в семи двухорудийных башнях заслужил одобрение артиллерийских офицеров мощью своего залпа.
Одновременно с "Эджинкортом" был конфискован дредноут "Альмиранте Латторе", построенный по заказу другой латиноамериканской республики - Чили. Переименованный в "Канаду", этот линкор уступал по скорости лишь линкорам типа "Куин Элизабет". С быстроходностью сочеталась достаточно мощная артиллерия - десять 356-мм орудий в пяти башнях, расположенных в диаметральной плоскости.
По мнению англичан, дредноуты, строившиеся по заказам латиноамериканских стран, отличались от британских тем, что у них способность к нападению преобладала над возможностями защиты. Не уступая, а то и превосходя английские по мощи артиллерии, они, как правило, отставали от них в бронировании: максимальная толщина брони - 229 мм.
Сообщения о постройке в Англии "Дредноута" нигде не были восприняты с таким вниманием и интересом, как в России, потрясенной Цусимской катастрофой. Опыт русско-японской войны, ускорившей создание нового типа кораблей, тщательнее всего изучался именно русскими моряками и кораблестроителями. В начале 1906 года ученый отдел Главного морского штаба произвел опрос участников русско-японской войны. Собранные вместе опросные листы содержали в себе бесценный материал, ибо опрашиваемые не только критиковали, но и высказывали соображения о том, какими должны быть линейные корабли возрождаемого русского флота.
Определились их основные элементы: десять 305-мм орудий длиной 52 калибра и 18 100-мм противоминных пушек; 4 бортовых и 1 кормовой подводный торпедный аппарат; максимальная толщина броневого пояса - 305 мм, башни - 254 мм, боевой рубки - 305 мм; дальность плавания на экономическом ходу - 5000 миль; скорость хода - 21 узел. Уточненные и одобренные адмиралтейством, эти данные легли в основу технических условий, окончательно установленных к 17 декабря 1907 года.
Считая, что новые линкоры должны строиться на русских заводах из русских материалов и русскими рабочими, правительство было, однако, согласно в случае необходимости допустить технический надзор иностранной фирмы, исполняющей заказ. Поэтому в конце декабря 27 отечественным заводам и иностранным фирмам были разосланы приглашения участвовать в конкурсе на проект русского дредноута. К назначенному сроку, 28 февраля 1908 года, на рассмотрение поступили более 50 эскизных проектов от 18 участников.
17 декабря 1908 года наконец была утверждена постройка четырех линейных кораблей, и с 1 декабря Балтийский завод приступил к разработке чертежей, завершенной к 9 апреля 1909 года.
Сжатое описание всех этих событий дает прекрасное представление о той огромной, кропотливой, сложной и длительной работе, которая предшествовала закладке "Севастополя" и "Петропавловска" на Балтийском и "Полтавы" и "Гангута" - на Адмиралтейском заводах. Начало боевых действий застало все наши корабли у достроечных причалов. Раньше других - в ноябре 1914 года - в строй вступил "Севастополь", остальные три - в течение декабря и января 1914-1915 годов.
В документации 1908 года, относящейся к созданию русских дредноутов, сохранился любопытный документ - письмо Куниберти контр-адмиралу Эбергардту, Обрушивая громы и молнии на голову своего сотрудника, который, прибыв в Петербург, не смог дать никаких членораздельных объяснений по проекту, Куниберти многословно доказывает осуществимость и ценность своих разработок, ссылаясь на некий, сооружаемый им в Италии броненосец. Этим броненосцем был "Данте Алигьери".
С опозданием на пять лет итальянская военно-морская администрация оценила идеи главного строителя флота. В сущности, "Данте" с водоизмещением 19 тыс. т, скоростью 23 узла, с 12 305-мм и 12 120-мм орудиями, с полным бронированием надводного борта был осуществлением замысла, о котором Куниберти писал в 1903 году. Единственной новинкой стало лишь размещение 305-мм пушек в трехорудийных башнях. Дальнейшим развитием идей Куниберти стали линкоры типа "Андреа Дориа" и "Леонардо да Винчи".
Извечный сосед и противник итальянского флота - флот Австро-Венгрии - на своих четырех дредноутах типа "Вирибус Унитис" также поспешил установить четыре трехорудийные башни, из которых средние возвышались над концевыми.
Боевые действия в Адриатике, начавшиеся 23 мая 1915 года, не дали возможности итальянским и австрийским дредноутам померяться силами в линейном бою. По странной иронии судьбы самый чувствительный удар австрийскому флоту нанесли крохотные итальянские торпедные катера, потопившие дредноуты "Вирибус Унитис" и "Сент-Иштван". Итальянскому же флоту самый большой урон нанесла беспечность личного состава, не уберегшего от внутренних взрывов дредноут "Леонардо да Винчи" и линкор второго класса "Бенедетто Брин".

"СЕВАСТОПОЛЬ", Россия

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz