МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

КОРАБЛИ ПОДДЕРЖКИ ДЕСАНТА

После того как в апреле 1941 года фашистские войска оккупировали Грецию, англичане не сомневались, что они вот-вот попытаются высадиться на Крит. Опасаясь морского десанта, к обороне острова с моря срочно привлекли почти все силы британского средиземноморского флота. Но гитлеровцы, имевшие превосходство в воздухе, "перепрыгнули" через корабельные дозоры и 20 мая после ожесточенной бомбардировки английских позиций начали выброску десантов, которые, постепенно накапливая силы, теснили гарнизон и на 6-7-й день операции завладели всеми ключевыми позициями на острове.В ночь на 27 мая командование было вынуждено отдать приказ об эвакуации оставшихся 33 тысяч английских и греческих солдат в Египет. Погрузка на транспорты шла без какого-либо воздушного прикрытия, войска несли большие потери от ударов гитлеровской авиации.
Критская эвакуация показала, что десантным кораблям необходимы собственные средства ПВО для борьбы с воздушным противником. Это повлекло за собой сначала установку "эрликонов", зенитных ракет и аэростатов заграждения на судах подобного назначения, а потом и разработку специализированных десантных кораблей противовоздушной поддержки - так называемых L,C.F. Для этого фирме "Палмерс" были переданы два недостроенных корпуса танкодесантных барж типа L.C.T. (2). Первый из них, снабженный двумя спаренными 102-мм орудийными установками и тремя "эрликонами", получил обозначение L.C.F(1).
В прошлом номере мы писали, что английские кораблестроители, убедившись в бесперспективности создания противотанкового катера группы ЗА, обратили свои взоры на более крупные, относящиеся к группе 3Б. Напомним, что по классификации английского Адмиралтейства все десантные корабли подразделялись на три группы; 1 - пехотно-десантные; 2 - транспортно-десантные; 3 - огневой поддержки десанта. Каждая группа делилась на подгруппы: А - корабли для действий между транспортным судном и берегом, Б - для действий между берегами. Водоизмещение боевых единиц группы ЗА ограничивалось 25-30т, а группы 3Б - 800-900 т. Взяв за основу деревянный корпус малого пехотно-десантного корабля L.C.I.(S), его обшили 6-мм броней и установили 57-мм пушку в танковой башне и зенитное вооружение. Получившийся в результате бронекатер поддержки десанта и.L.C.S.(L.)2, хотя и вызвал удивление огневой мощью, несопоставимой со слабым деревянным корпусом, не мог идти ни в какое сравнение с советским морским бронекатером проекта 161, созданным в то же время в блокадном Ленинграде.
Поздней осенью 1942 года в ходе подготовки к высадке в Сицилии командованию союзников стало ясно, что танки противника едва ли представят сколько-нибудь серьезную угрозу десантным частям. Главной целью для кораблей поддержки будут стационарные огневые средства - береговые батареи, доты и дзоты. Постройку же противотанковых катеров поддержки ограничили всего десятью единицами, а основное внимание английские кораблестроители сосредоточили на кораблях типа L.C.G.
Необходимость а таком корабле была вызвана тем, что мониторы не годились для действий в зоне высадки, а эсминцы и другие малые корабли флота считались слишком ценными, чтобы подставлять их под кинжальный огонь береговых орудий. Поэтому было решено воспользоваться удачным опытом создания кораблей противовоздушной поддержки десанта типа L.C.F.(1). Для этого на корпусе танкодесантного корабля L.C.Т.(3) устанавливали два 120-мм морских орудия и от двух до четырех "эрликонов". В результате получился корабль нового типа - L.C.G.(L).
К началу сицилийской операции были построены корабли типа L.C.G.(L)3 (135). Позднее для действий на Дальнем Востоке танкодесантные корабли L.C.Т.(4) переоборудовали в корабли поддержки десанта, в результате чего получились L.C.G.(L) 4. Хотя они несли большое количество боеприпасов, расположенных выше ватерлинии, взрывоопасность существенно снизилась за счет увеличения числа отсеков. Как показал опыт, главным их недостатком при обстреле береговых целей был не большой угол возвышения орудий, что мешало поражать закрытые цели.
Высадка в Сицилии стала прелюдией к более крупной десантной операции - открытию второго фронта в Нормандии. В ходе подготовки к ней пришли к выводу, что господство в воздухе - непременное условие при проведении высадки. Для прорыва противодесантной обороны предполагалось также использовать тяжелую артиллерию флота. Армейские специалисты считали, однако, что всего этого недостаточно: как только десантники ступят на берег, им потребуетс поддержка сухопутной артиллерии.
Чтобы выполнить это условие, с одкой стороны, требовалось разместить на десантных кораблях обычные полевые, танковые и самоходные орудия, способные вести огонь прямо с палубы; с другой - разработать корабль с армейскими орудиями, установленными в морских башнях. При этом специалисты сухопутных войск настаивали, что такие корабли должны на равных вести дуэль с вражескими танками и дотами и оказывать обычную артиллерийскую поддержку наступающим частям, а моряки - чтобы эти корабли могли совершать переходы в открытом море. В результате появился средний корабль поддержки десанта - L.C.G.(М).
Конструкторы фирмы "Джон Браун" предусмотрели в конструкции интересную новинку: затопив часть отсеков, катер можно было посадить на грунт в районе высадки. Это улучшало защиту жизненно важных частей корабля от вражеских пуль и снарядов и позволяло вести огонь с более устойчивой платформы. Для сохранения маневренности затопленные отсеки быстро осушались с помощью низконапорного насоса производительностью 460 т/ч, разработанного специально для этого корабля. Фирма создала такие новые морские установки для армейских 76-мм и 88-мм орудий.
В мае 1943 года чертежи были переданы нескольким небольшим судостроительным фирмам для серийной постройки. Однако головной корабль серии L.C.G.(М) 1 вступил в строй лишь в июне 1944 года, когда операция в Нормандии успешно завершилась. Требования к кораблям поддержки десанта на Дальнем Востоке были иные, поэтому на L.C.G.(М) стали усиливать пулеметное вооружение за счет снятия насосных установок и облегчения бронирования.
К созданию ракетных кораблей поддержки десанта английские кораблестроители приступили одновременно с работами над большими артиллерийскими кораблями типа L.C.G.(L). Взяв за прототип тот же танкодесантный корабль L.C.T.(2), конструкторы установили на его палубе пусковые рамы на 792 ракеты. Второй комплект ракет размещался в погребах под верхней палубой.
23 мая 1944 года главнокомандующий экспедиционными войсками союзников в Западной Европе генерал Эйзенхауэр известил подчиненных ему командиров об открытии 5 июня второго фронта. Но утром в воскресенье прогноз погоды был очень плохим, и главнокомандующий воспользовался своим правом отложить операцию еще на сутки. В понедельник, в 4 часа утра он подтвердил свое решение: начать высадку 6 июня. Нормандское побережье разбили на пять участков. Раньше всех - в 6.30 - должны были высаживаться американцы на двух западных участках, получивших кодовые названия "Юта" и "Омаха". В 7.25 англичане начинали операцию на двух восточных участках - "Суорд" и "Гоулд" и в 7.45 на центральном участке "Джюно". И всюду, наряду с авиацией и артиллерийскими кораблями флота-линкорами, крейсерами, эсминцами и канонерками, - действовали разработанные в 1942-1943 годах корабли непосредственной огневой поддержки десанта...
На участке "Юта" в первом броске десанта шел капитан Мабри, которому довелось своими глазами увидеть действия этих кораблей: "Берег был уже совсем близко. Десантные суда, вооруженные 120-мм орудиями, сблизились друг с другом и на ближних дистанциях открыли огонь из своих орудий в сторону берега. Семнадцать десантных танковых судов с ракетными установками дали залпы 25-кг ракетами-снарядами. Грохот орудийных залпов и свист ракет заглушили артиллерийскую канонаду. А пыль, дым и мелкий песок не давали возможности ничего разглядеть за пляжем..."
На участке "Омаха" два линкора, три крейсера и восемь эсминцев были готовы выпустить по берегу более 3 тысяч снарядов. Десантным судам с установленными на них армейскими орудиями следовало, подойдя близко к берегу, обрушить с небольшого расстояния еще 9 тысяч снарядов, одновременно с ними девять ракетных кораблей должны были дать залп 9 тысячами ракетных снарядов.
Лейтенант Роквелл - свидетель событий, развернувшихся близ нормандского побережья утром 6 июня 1944 года, вспоминал: "Десантные суда подошли к берегу... Линкоры и крейсера вели огонь через них. По обеим сторонам прохода, оставленного для десантных судов, вели огонь армейская артиллерия и эскадренные миноносцы. Среди грохота пушек и взрывов снарядов слышался рокот самолетов. А когда к берегу подошли десантные суда с ракетными установками, то резкий свист ракет перекрыл весь остальной шум. Берег был окутан утренним туманом, и на какой-то момент мы потеряли из виду свои ориентиры..."
В английском секторе высадки капитан Белл на самоходной барже подходил к берегу близ деревеньки Ла Ривьер. Ее только что пробомбили шесть эскадрилий тяжелых бомбардировщиков, по ней вели огонь орудия эсминцев и гаубицы десантных кораблей, на нее упали две тысячи реактивных снарядов, выпущенных с ракетных кораблей. Выбравшись из пелены дыма, эатянувшей прибрежные холмы, Белл увидел с баржи песчаный пляж, который показался ему безжизненной пустыней, по которой никогда не ступала нога человека.
Подводя итоги первых часов операции, английский контр-адмирал Тэлбот писал: "Противник был явно ошеломлен действиями одних лишь сил огневой поддержки". И впечатление атакующих не расходились с мнением атакуемых. "Вследствие огня корабельной артиллерии противника, - доносил начальству командующий немецкой 7-й армией, - орудия, находившиеся на полевых позициях, приходилось откапывать, чтобы использовать их в бою. Орудия береговой обороны были в большинстве случаев выведены из строя прямыми попаданиями в казематы, При контратаках... мы несли большие потери на побережье из-за огня противника с моря".
Но после боев, обследовав немецкие береговые батареи, союзники были несколько обескуражены: хотя в большинстве случаев батареи были выведены из строя, прямых попаданий оказалось сравнительно мало. На участке "Юта" солдаты Мабри подверглись действию губительного артиллерийского и минометного огня фашистов. На участке "Омаха" Роквелл с изумлением наблюдал, как быстро оживает фашистска противодесантная оборона. В деревеньке Ла Ривьер десантников капитана Белла встретил сильный огонь взвода гитлеровцев, засевших в домах деревни...
"Воздействие корабельного огня и бомбардировок с воздуха на моральное состояние противника оценить чрезвычайно трудно, - пишет известный морской историк С. Роскилл. - Там, где укрытия как личного состава, так и артиллерийских орудий были надежными, этот эффект был небольшим, но воздействие бомбардировок на моральное состояние незащищенных частей было, разумеется, очень велико".
Итак, в традиционном противоборстве брони и снаряда вновь наступило тягостное равновесие, и, чтобы изменить его, требовались совсем иные инженерные решения...

Корабль противовоздушной поддержки десанта L.С.F.(1), Англия, 1942 г. Проектировался в конце 1942 года на основе проекта танкодесантного корабля L.С.Т.(2). Водоизмещение 539 т, суммарная мощность трех бензиновых двигателей 920 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольша 48,78 м, ширина 9,46 м, среднее углубление 1,98 м. Вооружение: два 102-мм орудия, три 20-мм автомата "эрликон". В варианте L.С.F.(2) - водоизмещение 470 т, вооружение: восемь 40-мм зениток и четыре 20-мм автомата "эрликон". Это был 539-тонный монитор, по огневой мощи эквивалентный кораблям, втрое-четверо более крупным. Несмотря на его успешные испытания, в серию пошел менее удачный второй образец - L.C.F.(2), вооруженный батареей из восьми 40-мм зениток и четырьмя "эрликонами". Предназначенные для борьбы с низколетящими самолетами, корабли этого типа весьма успешно использовались для уничтожения живой силы противника при высадке десантов.

Большой корабль поддержки десанта L.C.G.(L) 3, Англия, 1943 г. Создавался на основе танкодесантного корабля L.С.Т.(2). Водоизмещение 560 т, суммарная мощность двух двигателей 1 тыс. л. с., скорость хода 10 узлов. Длина наибольшая 58,56 м, ширина 9,46 м, среднее углубление 1,83 м. Бронирование 15 мм. Вооружение: два 120-мм орудия, два-четыре 20-мм автомата "эрликон". В варианте L.С.G.(L) 4 - водоизмещение 570 т, длина наибольшая 56,58м, ширина 11,79 м. Вооружение два 120-мм орудия и три 20-мм автомата "эрликон".

Средний корабль поддержки десанта L.C.G.(M) 1, Англия, 1944 г. Водоизмещение 380 т, суммарная мощность двух бензиновых двигателей 1 тыс. л. с, скорость хода 11,75 узла. Длина наибольшая 47,12 м, ширина 6,81 м, среднее углубление 1,98 м. Бронирование 48,24 и 9 мм. Вооружение: два 76-мм или два 88-мм армейских орудия на морских установках и два 20-мм автомата "эрликон".

Большой корабль поддержки десанта L.С.S.(L) 2, Англия, 1942 г. Создавался на базе деревянного малого пехотно-десантного корабл L.С.I.(S). Водоизмещение 116 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 1140 л. с., скорость хода 14 узлов. Бронирование 6 мм. Длина наибольша 32,05 м, ширина 6,53 м, среднее углубление 1,68 м. Вооружение: одно 57-мм орудие в танковой башне, один 102-мм миномет, два 20-мм автомата "эрликон", два 12,7-мм пулемета. Всего построено 10 единиц. Боевой заряд каждого ракетного снаряда составлял 13 кг, вес форсового состава - 3 кг. Одним залпом, весившим 17 т, он мог накрыть площадь 670x145 м. Позднее на базе танкодесантного корабля типа L.С.Т.(3) был создан более мощный корабль ракетной поддержки десанта L.С.Т.(R) , вооруженный 1080 или 936 ракетными снарядами в зависимости от их типа.

Ракетный корабль поддержки десанта L.С.Т.(R), Англия, 1943 г. Создан на базе танкодесантного корабля L.С.Т.(2). Водоизмещение 560 т, суммарная мощность двух бензиновых двигателей 1 тыс. л. с., скорость хода 10 узлов. Длина наибольшая 58,56 м, ширина 9,46 м, среднее углубление 1,98 м. Бронирование 9-12 мм. Вооружение: 1080 реактивных снарядов типа I или 936 реактивных снарядов типа II, два 20-мм автомата "эрликон".

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz