МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"ДИВИЗИОН ПЛОХОЙ ПОГОДЫ"

В.Кофман

Первая мировая война, две революции, гражданская война и разруха... Испытания, выпавшие на долю России в первой четверти XX века, казалось, навсегда должны были вычеркнуть ее из числа великих морских держав. К середине 20-х годов даже наиболее боеспособные Морские силы Балтийского моря насчитывали в строю всего восемь эсминцев <новиков>. Причем наиболее остро ощущалась нехватка кораблей для повседневной службы - тральщиков, заградителей, сторожевиков. Боевой опыт свидетельствовал: в прибрежных водах и на ограниченных морских театрах роль этих неприметных боевых судов трудно переоценить.
Поэтому неудивительно, что воссоздание флота в нашей стране началось именно с проекта сторожевого корабля (СКР). В тяжелых экономических условиях РККФ был необходим относительно небольшой и дешевый корабль, эксплуатация которого требовала меньших расходов, чем уже порядком изношенные эсминцы.
Правда, первоначально задумывался даже не сторожевик, а патрульный катер. В 1922 году Морской штаб РСФСР определил свои требования: вооружение из 102-мм орудия и глубинных бомб, скорость хода 30 узлов. Нелепость установки длинноствольной четырехдюймовки Обуховского завода (а других современных пушек в то время просто не было) на небольшом суденышке стала очевидной еще до составления чертежей, и спустя три года состав артиллерии в техзадании изменился. Теперь вооружение состояло из легких зенитных автоматов и пулеметов, а также двух торпедных аппаратов, мин и глубинных бомб. Скорость увеличилась до 35 узлов. Этот странный, хотя довольно любопытный гибрид миноносца и охотника за подводными лодками также не вышел из стадии эскизных набросков. Для того, чтобы довести разработку до стапеля, требовалась серьезная инженерная работа.
За нее взялся учрежденный в 1923 году Научно-технический комитет морского ведомства, прямой наследник дореволюционного МТК. Нехватка кадров (в комитете числилось всего 30 человек) и отсутствие четкого понимания руководством РККФ, что же именно нужно строить, вылились в удивительный спектр самых разнообразных вариантов. К 1926 году остался наиболее разумный и сбалансированный из них - сторожевик водоизмещением 650 т со скоростью 30 узлов, паротурбинной установкой и вооружением из двух или трех 102-мм орудий, зенитных автоматов, пулеметов и трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. На стадии детальной проработки главные проблемы заключались в выборе подходящей пушки (тип артиллерийской установки за время проектирования и постройки меняли четыре раза) и недостаточной мощности силовой установки (как показали испытания моделей в бассейне, двигатели в 6800 л.с. могли обеспечить ход не более 26,5 узла).
По плану к 1929 году предполагалось построить шесть единиц в Ленинграде и еще две в Николаеве, на заводе имени А.Марти. Ход работ осложнялся традиционными для отечественной промышленности проблемами: недостатком квалифицированных кадров и непрерывными <улучшениями> проекта. Менялись местами погреба и кладовки, параваны и стеллажи с глубинными бомбами, рангоут... Однако наибольшая неприятность заключалась в ошибках расчета прочности. Пришлось срочно подкреплять конструкцию корпуса, что внесло свою лепту в строительную перегрузку. В итоге, в 1929 году удалось спустить на воду только три сторожевика. Далее последовали первые чистки 30-х годов, что также не способствовало скорости постройки. Лишь 12 сентября 1931 года в состав Морских сил Балтийского моря вошел первый советский СКР <Ураган>. За ним последовали <Вихрь>, <Тайфун>, <Циклон>, <Шквал>. Моряки немедленно окрестили новую серию <дивизионом плохой погоды>.
Служба первенцев советского судостроения в 30-е годы была весьма интенсивной. Еще до начала Великой Отечественной войны сторожевики прошли ряд модернизаций: 102-миллиметровки уступили место новым 100-мм орудиям в установках Б-24-БМ, защищенным легкими щитами и имевшим большую дальность стрельбы. Позже изменился и состав зенитного вооружения: вместо малоэффективных 45-мм полуавтоматов и пулеметов ружейного калибра смонтировали современные 37-мм автоматы и спаренные крупнокалиберные пулеметы. Не забыли и средства борьбы с главным противником - подводными лодками. На корме появились дополнительные бомбометы, запас глубинных бомб довели до 34 штук, а в носовой части корпуса установили шумопеленгаторную станцию <Посейдон>. Полное обновление прошли средства связи и навигации.
К сожалению, все эти своевременные и логичные меры привели к заметной перегрузке, усугубленной еще и тем, что корпус, предельно облегченный при постройке, пришлось дополнительно подкрепить. Водоизмещение возросло почти до 600 т, а скорость упала до 23 узлов. При этом корабли стали весьма малоостойчивыми - настолько, что могли принимать мины на верхнюю палубу лишь при наличии в цистернах полного запаса топлива или замещающей его воды.
Корабли <дивизиона плохой погоды> стали активными участниками войны. <Циклон> в августе 1941 года вместе с другими кораблями Балтийского флота пытался прорваться из Таллина в Кронштадт, но подорвался на мине и затонул. <Вихрь> пошел ко дну у стенки в Кронштадте после атаки германской авиации в следующем месяце, но после снятия блокады Ленинграда был поднят и введен в строй. Аналогичная судьба постигла <Смерч> в Мурманске. Прямое попадание авиабомбы в декабре 1942 года нанесло ему тяжелейшие повреждения, но спасатели совершили настоящий подвиг: в суровых условиях зимнего Заполярья всего за две недели они подняли сторожевик. В 1944 году все корабли серии, кроме погибшего <Циклона>, были в строю. При этом <Тайфун> прошел переоборудование в эскадренный тральщик. Вместо ставшего ненужным торпедного аппарата на нем установили оборудование для траления новомодных магнитных и акустических мин.
Проект первого относительно крупного советского военного корабля получил в свое время довольно противоречивые оценки. С одной стороны, указывалось, что его тактико-технические характеристики едва соответствуют данным предвоенных эсминцев типа <Украина>, построенным почти на четверть века раньше. (Такое утверждение едва ли можно принять, поскольку оборудование и легкое вооружение <Урагана> полностью отличались от этого псевдо-прототипа.) С другой стороны, сторожевики неплохо показали себя на службе, а в некоторых аспектах явились даже провозвестниками нового типа боевых судов - эскортных миноносцев, получивших вскоре широкое распространение во флотах главных морских держав.
Но этот путь развития кораблей эскорта и охраны был отнюдь не единственным. В колониальных державах складывалась совершенно другая концепция универсальных боевых судов похожего назначения. К примеру, Франция, обладательница второй в мире империи, раскинувшейся по берегам трех океанов, испытывала острый недостаток в кораблях для <представительства> в своих владениях. Их роль исполняли старые авизо времен Первой мировой войны, однако те постепенно дряхлели, да и их вооружение не отвечало велениям времени.
Поэтому в середине 20-х годов началось проектирование боевой единицы нового типа, способной выполнять роль и мощной канонерской лодки, и флагманского корабля в колониях, и стационера, который мог бы при этом совершать дальние переходы. Поскольку большинство французских владений располагалось в тропиках, в качестве одного из требований выдвигались хорошие условия обитания в жарком климате, которые должны были обеспечивать мощная вентиляция и устройства для охлаждения помещений - столь привычные теперь и столь экзотические в те времена кондиционеры.
Новые авизо, или <колониальные шлюпы>, как их классифицировали в англоязычных странах, вышли не только весьма удачными, но и красивыми кораблями. После попыток подделок под торговые суда времен Первой мировой войны они, скорее, напоминали по виду небольшие крейсера. Практически крейсерским являлось и вооружение: 138-мм орудия имели снаряд массой 40 кг и хорошие баллистические характеристики, хотя (что естественно для 2000-тонного корабля) их число составляло всего треть от обычной артиллерии крейсера тех времен. В сущности, бронирование также мало отличалось от защиты первых <договорных> крейсеров, ее практически лишенных. На <Бугенвиле> (новые авизо получили имена знаменитых французских путешественников, мореплавателей и колонизаторов) оно ограничивалось легким прикрытием мостика и рубки, а также тонкими щитами у палубных орудий.
Проектировщикам удалось выполнить практически все поставленные перед ними задачи. Обширные помещения и хорошие средства связи могли в кратчайший срок превратить любой из <колониальных шлюпов> в командный пункт. Имелся даже гидросамолет, который при необходимости мог вести разведку, корректировать огонь и доставлять важные сообщения. Чтобы обеспечить очень приличную дальность плавания, доходившую до 13 тыс. миль, конструкторы применили дизельную установку. Правда, отсутствие отечественных моторов такого класса заставило закупить их у австрийских и датских производителей. На испытаниях корабли показали отличные ходовые качества, на целых три узла превысив запланированную скорость.
Неудивительно, что <Бугенвиль> и его собратья получили очень хорошую оценку. Уже перед самым началом Второй мировой войны планировалось довести число единиц серии до десяти, однако из нового заказа удалось ввести в строй только один <Ла Грандьер>; <Ботам-Бопрэ> успели только спустить на воду, а постройку <Лаперуза> пришлось вообще отменить. Война нанесла тяжелейший удар и по находившимся в строю авизо, причем более всего пострадали они от рук союзников и своих же моряков. Вскоре после заключения перемирия между Францией и Германией в июле 1940 года английская подводная лодка потопила <Риго де Женуйи>, а спустя четыре месяца разыгралась еще более нелепая драма. У побережья Африки вблизи Либервилля встретились два однотипных корабля, оба под французским флагом, но принадлежавшие ныне заклятым врагам: <Бугенвиль> представлял правительство Виши, а <Саворьян де Бразза> - Свободную Францию. Морякам пришлось стрелять по своим недавним сослуживцам. В итоге <Бугенвиль> был потоплен. При высадке англичан в Диего-Суарес на Мадагаскаре <Д'Антркасто> пострадал настолько сильно, что восстанавливать впоследствии его не стали. Не повезло и <Д'Ибервилю>: он оказался в ненужное время в ненужном месте, а именно - в ноябре 1942 года в Тулоне и был уничтожен своими моряками, чтобы не попасть в руки немцев. В самом конце войны за ним последовал <Амираль Шарне>, затопленный командой в Индокитае. Оставшиеся три единицы активно использовались и после войны. Их сдали на слом только в 1957-1959 годах.
Понятно, что эти хорошие суда мало подходили для конвойной и сторожевой службы в водах собственно Франции, будучи слишком дорогими и роскошными для этой цели. Поэтому уже перед самой войной последовала закладка принципиально другой серии сторожевиков типа <Элан>. По замыслу они предназначались в основном для траления мин, хотя приличное вооружение, включавшее спаренную установку 100-мм зениток, и 20-узловая скорость делали их оптимальными для охранения конвоев. К германскому вторжению большинство спущенных на воду кораблей смогли покинуть свои берега и <эмигрировать> в Англию, некоторые из них без вооружения. Англичане установили на них свои 102-миллиметровки и 40-мм автоматы. Несколько недостроенных сторожевиков ненадолго попали в состав флотов неприятеля: Италии и Германии - правда, большинство из них так и не успело сделать ни одного боевого похода.
Еще одна программа по расширению французских сил эскорта также осталась неосуществленной. Она предусматривала постройку довольно большой серии кораблей сопровождения по типу британских корветов <Флауэр> (о них мы еще расскажем в будущем). Первые четыре единицы строились в Англии; там они и остались после падения Франции. Дополнительный заказ на 18 кораблей предполагалось поделить поровну между верфями союзников, однако реально в строй вошли только четыре, да и то уже в состав Кригсмарине. Королевским ВВС пришлось заняться <изменниками>, три из которых пошли ко дну в 1944 году. Своеобразной компенсацией стала передача восьми <флауэров> силам Свободной Франции. Они доблестно сражались в рядах союзных сил; два из них - <Алисе> и <Мимоза> - погибли в 1942 году от торпед германских подводных лодок.

Сторожевой корабль "УРАГАН", СССР, 1931 г. Построен на Северной верфи в Ленинграде. Водоизмещение нормальное 470 т, полное 535 т. Длина наибольшая 71,5 м, ширина 7,24 м, осадка 2,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 6850 л.с., скорость 26 узлов. Вооружение: два 102-мм и четыре 45-мм орудия, два пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, до 48 малых или 16 больших мин, до 40 глубинных бомб. Всего в 1931-1938 гг. построено 18 единиц.

Колониальный шлюп "БУГЕНВИЛЬ", Франция, 1932 г. Построен фирмой <Форж э Шантье де ля Жиронд>. Водоизмещение стандартное 1970 т, нормальное 2160 т, полное 2600 т. Длина наибольшая 100,7 м, ширина 12,7 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной дизельной установки 3200 л.с., скорость 18 узлов. Вооружение: три 138-мм орудия, четыре 37-мм автомата и шесть пулеметов, 50 мин, один гидросамолет. Всего в 1931-1940 гг. построено 8 единиц.

Авизо-тральщик "ЭЛАН", Франция, 1940 г. Построен на верфи ВМФ в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 630 т, нормальное 750 т, полное 900 т. Длина наибольшая 78,31 м, ширина 8,7 м, осадка 3,28 м. Мощность двухвальной дизельной установки 4000 л.с., скорость 20 узлов. Вооружение: два 100-мм зенитных орудия, восемь 13,2-мм пулеметов, глубинные бомбы. Всего в 1938-1940 гг. заложено 22 единицы, достроено для французского флота 13.

Быстроходный эскортный корабль SG-14, Германия, 1942 г.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz