МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
КОНКУРЕНТ ИЗ ЭЛЬБИНГА
В.Кофман
Победоносная для немцев франко-прусская война 1870-1871 годов привела к появлению на европейской сцене новой потенциальной морской державы - объединенной Германии. Несмотря на очевидные успехи на суше, почивать на лаврах победителям было рано: только непродолжительность кампании и почти полная пассивность неприятеля позволили затушевать тот факт, что берега новой империи оказались совершенно не защищенными от блокады и прямого нападения с моря. Поэтому идея создания мощного флота все больше и больше занимала умы германских политиков и военных.
Руководство флотом, получившим новый черно-бело-красный флаг и титул <кайзеровского>, попало в руки сугубо сухопутного человека - генерал-лейтенанта фон Штоша. Однако далекий от моря генерал оказался вполне компетентным специалистом. Вскоре после войны появилась первая военно-морская программа строительства современного флота, разработанная под его руководством. Здравый смысл подсказывал, что вряд ли удастся быстро создать армады крейсеров и броненосцев в достаточных хотя бы для обороны берегов количествах. Гораздо проще было развивать носители новомодного торпедного оружия, дешевые и многочисленные. Так, уже в сентябре 1871 года на свет появилась <торпедная служба> Германской империи.
Нельзя сказать, что выбранный путь был усеян розами. Первые миноноски с шестовыми минами оказались, как и во всех флотах, совершенно немореходными и малоскоростными. Столь же <неходкими> и неавтономными являлись паровые баркасы, вооруженные носовым торпедным аппаратом и единственной картечницей. Но были и несомненные успехи. В состав флота вошли несколько <торпедных авизо>, а в начале 1880-х годов фирме <Шварц-копф> удалось создать торпеду собственной разработки, быстро нарушив англо-австрийскую монополию заводов Уайтхеда. В <шварцкопфов-ских> торпедах проявились все будущие отличительные черты немецкой морской техники - тщательность разработки и изготовления, использование только самых качественных материалов (достаточно сказать, что корпуса торпед вплоть до начала нашего века изготавливались из бронзы), а также... высокая стоимость.
Проблемы, стоявшие перед Што-шем, честно заслужившим в дополнение к генеральскому также и звание адмирала, перешли по наследству к его преемнику. Сменивший его фон Каприви также являлся армейским генералом, но при этом еще большим энтузиастом флота вообще и торпедных кораблей в частности. К тому же ему уже было на кого опереться: на сцену один за другим выходили набравшие практический опыт молодые морские офицеры, среди которых выделялся командир самого большого торпедного корабля Германии <Цитен> капитан-лейтенант Альфред фон Тирпиц, будущий создатель грозного <Флота открытого моря>.
В 1884 году для выбора главного поставщика <материальной части> торпедных сил новый морской министр применил прием, не раз затем использовавшийся во многих странах, желавших достичь результата с наименьшими затратами и в кратчайший срок. Министерство заказало по одному миноносцу главным производителям - английским фирмам <Тор-никрофт> и <Ярроу>, а когда были получены чертежи и образцы <в металле> - выдало поручение воспроизвести их отечественным заводам, использовав все удачные решения и учтя недостатки прототипов.
Заказ получили заводы акционерных обществ <Везер> в Бремене (6 единиц), <Вулкан> в Штеттине (10 единиц) и фирмы <Шихау> в Эльбинге (6 единиц). И если первые два подрядчика лишь вполне удачно воспроизвели английский проект, то на <Шихау> подошли к делу более творчески. По настойчивым требованиям Тирпица главным качеством торпедного судна в Германии стали считать именно мореходность, и инженеры из Эльбинга приложили немало сил, чтобы обеспечить ею маленькие кораблики водоизмещением менее 100 т. Ширина миноносцев <Шихау> на 1 м (то есть почти на четверть!) превышала ширину как английских прототипов, так и изделий <Везера> и <Вулкана>, что позволило значительно повысить запас топлива(18т вместо 11-12). Выяснилось, что многого можно достигнуть за счет обводов корпуса. Максимального своего значения ширина достигала не на миделе, а позади него, примерно на двух третях длины, считая от носа. В результате корпус при виде сверху имел слегка грушеобразную форму, оказавшуюся наиболее удачной для обтекания волнами. Своеобразные обводы благотворно сказались и на скорости - она оказалась на 1-2 узла выше, чем у конкурентов, а в совокупности с повышенным запасом топлива обеспечивала заметно большую дальность плавания. <Груша> стала как бы фирменным знаком всех миноносцев из Эльбин-га. Корабли <Шихау> проявили себя с наилучшей стороны благодаря неплохой мореходности. Так выявился победитель этого своеобразного соревнования: фирма <Шихау> стала главным поставщиком миноносцев для флота кайзера.
Удачные технические решения дополнялись исключительно высоким качеством постройки. Кораблики этой первой, по официальному обозначению экспериментальной серии прослужили почти по два десятка лет. В 1905 году головной S-1 был с почетом препровожден в музей техники в Мюнхене как пример выдающегося достижения своего времени. А абсолютный рекорд продолжительности службы поставил S-2, проплававший аж до 1915 года.
Приняв окончательное решение о выборе проекта <Шихау> в качестве главного и единственного, германское морское министерство тут же взяло небывалый темп. В последующие полтора года со стапелей завода сошло еще 17 миноносцев (S-7 - S-23), практически полностью повторявших экспериментальную серию. За ними последовали следующие 18 - с S-24 no S-41, незначительно увеличившиеся по сравнению с предыдущими, за исключением S-32, который стал первым германским <стотонником> (его нормальное водоизмещение составило 105 т, а полное - 120). Запас топлива на этом миноносце достиг рекордного значения 25 т, то есть четверти водоизмещения, и для сохранения остойчивости ширину корпуса пришлось увеличить еще на полметра. Однако скоростные характеристики S-32 оказались менее предпочтительными; конструкторы поняли, что при постройке крупных и скоростных кораблей нельзя более уширять корпус. Поэтому на следующем <ключевом> миноносце S-42, спущенном на воду в 1889 году и обозначившем переход к увеличенным <торпедоботам>, специалисты <Шихау> вернулись к прежней ширине, удлинив корпус до 44 м. Хотя родоначальник новой серии имел в полтора раза большее водоизмещение (свыше 150 т в полном грузу), состав вооружения остался тем же, что и на первых кораблях. Все миноносцы фирмы <Шихау> вооружались носовым торпедным аппаратом, еще двумя поворотными на верхней палубе, а также двумя револьверными 37-мм орудиями. Сохранилась и численность экипажа - всего 16 или 17 человек. Весь прирост водоизмещения пошел на увеличение запаса угля (до 30 т) и мощности механической установки. Скорость достигла 22 узлов, но главное - улучшилась мореходность. После успешных испытаний нового варианта стандартного миноносца завод <выстрелил> серией из 15 идентичных единиц (S-43 - S-57), построенных в течение одного года.
Эти миноносцы стали последними в германском флоте, вооруженными 37-мм пушками. Малая полезность такого вооружения против подросших конкурентов стала очевидной, и на следующей серии (S-58 - S-65), вошедшей в строй в 1892 году, два 37-мм <револьвера> заменили на одну 50-мм пушку. Новшество признали удачным, и все <торпедоботы> более ранней постройки были перевооружены аналогичным образом. В составе торпедного вооружения также произошли перемены: носовой торпедный аппарат, стрельба из которого на ходу оказалась практически невозможной, перестали ставить на новых миноносцах и начали снимать на некоторых старых.
Следующим этапным кораблем стал S-66 полным водоизмещением в 180 т, спущенный на воду в 1892 году. Немцы следовали испытанным путем: оставив вооружение прежним, они вновь сделали ставку на улучшение ходовых качеств. На S-62 было введено серьезное новшество - вместо единственного котла локомотивного типа, поставлявшего пар для машины всех предыдущих миноносцев, на нем установили два котла и две машины. Значительно повысилась надежность механической установки; корабль перестал зависеть от капризного поведения двигателя-<монополиста>. И у фирмы <Шихау> появилась возможность побороться за столь модную характеристику, как скорость хода. В очередной раз вырос запас топлива - уже до 40 т, но из-за увеличившейся мощности дальность плавания осталась прежней.
Вновь за головным улучшенным кораблем последовал многочисленный ряд его копий. В промежутке с 1894 по 1898 год в строй вошел 21 миноносец, построенный по чертежам S-66, - от S-67 до S-87. Еще одной важной ступенькой вверх стало появление на свет в 1896 году S-74, на котором локомотивные котлы уступили место водотрубным. Такие же котлы получила последняя серия миноносцев, построенных на заводе <Шихау>, - S-82 - S-87. Загрузка фирмы оказалась настолько большой, что впервые после устроенных фон Каприви <смотрин> 1884 года часть заказа удалось перехватить конкуренту: верфь <Германия> в Киле поставила флоту два миноносца - G-88 и G-89.
Причина огромной загруженности завода <Шихау> заключалась, однако, не только в неустанной работе на благо Германской империи. Несомненные успехи фирмы не остались незамеченными за рубежом, и на ее продукцию сразу же посыпались заказы со всех концов света. Удачные S-1 и S-7 были воспроизведены для Италии в количестве 19 штук в 1885 - 1887 годах. <Германцы> прижились на Апеннинском полуострове и стали основой итальянских торпедоносных сил конца XIX века. Завод <Шихау> продал чертежи и лицензию на производство миноносцев сразу пяти местным фирмам, которые в течение десяти лет увеличили число миноносцев еще на 74 единицы, поспособствовав тем самым дальнейшему росту славы фирмы. И покупные, и лицензионные итальянские корабли содержали в обозначениях букву "S", напоминая о фамилии основателя и владельца завода - Schichau (от 56-S до 154-S).
Не захотели отставать от исконного соперника на Адриатике и австрийцы, также закупившие в Германии два аналогичных корабля (<Шпербер> и <Хабихт>) и лицензию на постройку. Меньшие мощности верфи в Поле, главном морском арсенале <лоскутной монархии>, позволили ввести в строй лишь девять единиц.
Ситуация повторилась через несколько лет, когда Италия снова обратилась в Эльбинг за пополнением - миноносцами уже нового, увеличенного образца. На пять миноносцев типа <Аквила> водоизмещением 140 т австрийцы ответили равным количеством миноносцев. Правда, они решили довольствоваться старым и, соответственно, более дешевым проектом, и корабли типа <Эльстер> стали повторением <Шпербера> и <Хабихта>. Таким образом, единственная германская фирма успешно вооружала будущих противников на обеих берегах Адриатики!
Триумф <Шихау> способствовал получению и <экзотических> заказов. В 1885 - 1887 годах двенадцать построенных в Эльбинге миноносцев отправились в далекий Китай, еще пять - в Турцию. Спустя два года последовал бразильский заказ на такое же число <торпедоботов>. Процесс не прекратился и в 1890-е годы. Япония, всерьез готовившаяся к войне с Китаем, не избежала общей моды, получив из Германии два корабля (№ 22 и 23) и воспроизведя в Нагасаки по их образцу одно из первых своих боевых судов отечественной постройки <Оногаму> (1894 год). После победы над китайцами в 1895 году в состав японского флота вошли трофейные миноносцы Поднебесной империи. Высокие эксплуатационные качества немецких кораблей пришлись японцам по душе. Уже в самом конце XIX века они успешно воспроизвели проект, усовершенствовав его установкой двух машин и такого же количества водотрубных котлов и, в своей привычной манере, - усилением вооружения до двух 47-мм скорострелок. Даже в новом, XX веке постройка <шихауских> родственников в Японии продолжалась: получив материалы и механизмы из Германии, фирма <Кавасаки> быстренько собрала еще три миноносца, развивших отличную скорость(до 27 узлов).
Между тем варианты поистине <неувядающего> S-7 продолжали свое триумфальное шествие по свету. В конце века они появились и в скандинавских водах. В 1896 году Швеция приобрела один корабль (<Комет>) и лицензию на строительство еще одиннадцати. Также поступила и Норвегия, закупившая в том же году <Хваль>, <Дельфин> и <Хай> в улучшенном варианте - с двумя водотрубными котлами и подкрепленным для плавания в условиях севера корпусом. Они развили на испытаниях скорость свыше 24 узлов. В маленьком норвежском флоте эти корабли водоизмещением всего 80 т, по-прежнему вооруженные всего двумя 37-мм пушчонками, получили гордое обозначение миноносцев 1 -го класса.
Особые отношения связали завод в Эльбинге с Российской империей. Дело в том, что вся миноносная эпопея <Шихау> началась с постройки в 1877- 1878 годах одиннадцати миноносок типа <Бомба> для России. Это дало основание составителям первого русского фундаментального справочника по зарубежным военным флотам, вышедшего в 1891 году под патронажем великого князя Александра Михайловича, несколько меланхолически отметить, что <толчок к развитию миноносного судостроения в Германии был дан из России>. Тут же признавалось, что теперь <дело это поставлено там на широкую ногу, и германский флот владеет, быть может, лучшими миноносцами из всех флотов>. Нашим офицерам и судостроителям к тому времени довелось удостовериться в этом на практике, поскольку в 1885 году Россия заказала девять миноносцев все того же типа S-7. Три из них (<Або>, <Виндава> и <Либава>) предназначались для Балтики, а остальные - для Черного моря. Первая черноморская тройка проделала удивительное путешествие по рекам всей Восточной Европы, проследовав из Эльбинга по Висле, Бугу, Припяти и Днепру. Для остальных кораблей избрали не менее сложный путь: миноносцы обогнули всю Европу, проделав 3000-мильный путь до Севастополя без каких-либо аварий и других неприятностей. Правда, расход топлива втрое превышал расчетный, но отчасти это объяснялось неопытностью кочегаров и плохим качеством угля. Некоторое ворчание со стороны требовательного российского Морского технического комитета (МТК) не помешало использовать чертежи фирмы <Шихау> в качестве основы для нескольких серий отечественных миноносцев.
Всего за 15 лет - с 1883 по 1898 год-на заводе в Эльбинге было построено 175 <торпедоботов>, из них чуть меньше половины - для самой Германии. Остальные принесли немалый доход фирме и империи. Доход этот являлся не только чисто материальным: впервые Германия заявила о себе как о ведущей кораблестроительной державе. Корабли фирмы <Шихау> создали доброе имя германским инженерам и рабочим, и в конце века многие флоты мира предпочитали размещать заказы именно на немецких верфях.
Нельзя сказать, что дорога, которой двигался завод в Эльбинге, была прямой и ровной. Более крупные миноносцы второго поколения оказались не столь удачными, как старые добрые S-7. Выяснилось, что грушеобразная форма корпуса уже не столь хороша при увеличенной длине. Некоторые корабли на больших скоростях сильно страдали от вибрации. Русские специалисты с удивлением отметили, что на переходе в свежую погоду большой и новый <Адлер> держался в море ничуть не лучше, чем 80-тонная <Анакрия>. Впрочем, ничего удивительного в том не было - просто пора малых миноносцев была близка к завершению.
Миноносец "Эльстер", Австро-Венгрия, 1888 г.
Строился морским арсеналом в Поле. Водоизмещение нормальное 78 т, полное 88 т. Длина наибольшая 39,90 м, ширина 4,81 м, осадка 1,9 м. Мощность одновальной паросиловой установки 1000 л.с., скорость на испытаниях 19,4 узла. Вооружение: два торпедных аппарата (носовой и палубный), две 37-мм пушки. Всего построено восемь единиц: <Эльстер>, <Бузард>, <Кондор>, <Гайер>, <Уху>, <Вюргер>, <Краних> и <Райер>. В 1910 г. получили номерные обозначения. Во время Первой мировой войны использовались в качестве быстроходных тральщиков. По ее окончании переданы Италии (шесть единиц) и Югославии (две единицы). Итальянские трофеи были сданы на слом сразу после получения (в 1920 г.), а югославские прослужили до 1927-1928 гг.
Миноносец S-67, Германия, 1893 г.
Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 137 т, полное 166 т. Длина наибольшая 47,94 м, ширина 5,42 м, осадка 2,58 м. Мощность одновальной паросиловой установки 1600 л.с., скорость на испытаниях 21,9 узла. Вооружение: три торпедных аппарата (носовой и два палубных), одно 50-мм орудие. Всего построено 16 единиц: S-66-S-81. На всех до Первой мировой войны заменены котлы. S-67 во время войны служил под обозначением Т-67 в качестве плавбазы-тендера для минных заградителей, в роли которых выступали другие бывшие миноносцы. Погиб на мине в июне 1918 г. Остальные корабли серии, кроме четырех погибших, сданы на слом в 1921 г.
Миноносец "Фу-Лун", Китай, 1886 г.
Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 115 т. Длина наибольшая 42,77 м, ширина 5,03 м, осадка 1,8 м. Мощность одновальной паросиловой установки 1020 л.с., скорость на испытаниях 22,4 узла. Вооружение: два носовых торпедных аппарата, две 37-мм пушки. Построена одна единица. Захвачен японцами в Вэйхайвее в 1895 г. и включен в состав японского флота (<Фукурю>). Сдан на слом в 1908 г.
Миноносец "Сиратака", Япония, 1900 г.
Построен фирмой <Шихау> в 1898 г., разобран; вновь собран на заводе фирмы <Мицубиси>. Водоизмещение нормальное 127 т. Длина наибольшая 46,53 м, ширина 5,11 м, осадка 1,26 м. Мощность двухзальной паросиловой установки 2600 л.с., скорость на испытаниях 27,2 узла. Вооружение: три торпедных аппарата (носовой и два палубных), две 47-мм пушки. Позднее развитие типа <Шихау> - с двумя машинами и усиленным вооружением. Построена одна единица. Позже перевооружен одной 76-мм и двумя 57-мм пушками. Участвовал в русско-японской войне. Исключен из списков и сдан на слом в 1923 г.
Миноносец "Шпербер", Австро-Венгрия, 1884 г.
Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 78 т, полное 93 т. Длина наибольшая 39,90 м, ширина 4,80 м, осадка 1,9 м. Мощность одновальной паросиловой установки 970 л.с., скорость на испытаниях 19,4 узла. Вооружение: два торпедных аппарата (носовой и палубный), две 37-мм пушки. Всего построено две единицы: <Шпербер> и <Хабихт>. В 1905 г. переведены на нефтяное отопление. После Первой мировой войны переданы Италии, а затем сданы на слом.
Миноносец "Наттер", Австро-Венгрия, 1896 г.
Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 78 т, полное 166 т. Длина наибольшая 47,32 м, ширина 5,31 м, осадка 2,8 м. Мощность одновальной паросиловой установки 2200 л.с., скорость на испытаниях 24 узла. Вооружение: два торпедных аппарата (носовой и палубный), две 47-мм пушки. Построена одна единица. В 1911 г. торпедные аппараты по бортам заменены на один в диаметральной плоскости, а в 1917-м он, в свою очередь, заменен на спаренный аппарат. Из-за сильной вибрации на большой скорости во время Первой мировой войны использовался в качестве подвижной <торпедной батареи> в Поле. Сдан на слом в 1920 г.
Миноносец "Аквила", Италия, 1896 г.
Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 137 т. Длина наибольшая 47,61 м, ширина 5,1 м, осадка 2,2м. Мощность двухвальной паросиловой установки 2180 л.с., скорость на испытани-ях 24 узла. Вооружение: три торпедных аппарата (носовой и два палубных), две 37-мм пушки. Построено пять единиц: <Аквила>, <Фалько>, <Спарвьеро>, <Ниббио> и <Аволтойо>. При вступлении в строй имели оснастку 3-мачтовой шхуны. Исключены из списков и сданы на слом в 1912 - 1914гг.
Миноносец "Хваль", Норвегия, 1896 г.
Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 80 т. Длина наибольшая 39,90 м, ширина 4,80 м, осадка 2,15м. Мощность одновальной паросиловой установки 1250 л.с., скорость на испытаниях 24,4 узла. Вооружение: два палубных торпедных аппарата, две 37-мм пушки. Построено три единицы: <Хваль>, <Дельфин> и <Хай>.
Миноносец "Бликст", Швеция, 1898 г.
Строился на верфи в Карлскроне. Водоизмещение нормальное 92 т, полное 120 т. Длина наибольшая 39,84 м, ширина 4,80 м, осадка 2,15 м. Мощность одновальной паросиловой установки 1350 л.с., скорость на испытаниях 24 узла. Вооружение: два торпедных аппарата (носовой и палубный), две 37-мм пушки. По образцу поставленного заводом в Эльбинге <Комета> различными верфями Швеции построено 11 единиц: <Бликст>, <Метеор>, <Стьерна>, <Оркан>, <Бриз>, <Винд>, <Вирго>, <Мира>, <Сириус>, <Орион>, <Капелла>. Несколько отличались друг от друга по параметрам машинной установки, скорости и размерениям.
Миноносец "Або", Россия, 1886 г.
Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 76 т, полное 88 т. Длина наибольшая 39,10 м, ширина 4,57 м, осадка 1,9 м. Мощность одновальной паросиловой установки 930 л.с., скорость на испытаниях 22 узла. Вооружение: три торпедных аппарата (носовой и два палубных), две 37-мм пушки. Построено девять единиц: <Або>, <Виндава>, <Либава>, <Кодор>, <Килия>, <Новороссийск>, <Рени>, <Чардак> и <Ялта>. Все, кроме головного, имели два торпедных аппарата.
Миноносец "Адлер", Россия, 1890 г.
Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 125 т, полное 164 т. Длина наибольшая 47,61 м, ширина 5,10 м, осадка 2,1 м. Мощность двухзальной паросиловой установки 2200 л.с., скорость на испытаниях 26,7 узла. Вооружение: три торпедных аппарата (носовой и два палубных), две 37-мм пушки. Построена одна единица.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI