МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ЭСМИНЦЫ XXI ВЕКА

С.БАЛАКИН

В начале 1980-х годов <холодная война> на море достигла своего апогея. Беспрецедентный рост советского ВМФ - и количественный, и качественный - внушал Западу вполне обоснованные опасения. СССР не без успеха оспаривал американское господство на океанских просторах - только в 1981-1983 годах в море вышли головные корабли сразу четырех новых серий: ракетные крейсера <Киров> и <Слава>, эсминец <Современный>, БПК <Удалой>... Советские противокорабельные ракеты по своим характеристикам - дальности действия, скорости, мощности боеголовки - далеко опережали лучшие западные образцы. Еще никогда в истории отечественный флот не был столь важным инструментом мировой политики, как в то время, отделенное от нас двумя десятилетиями. В значительной степени это была заслуга адмирала С.Г.Горшкова, почти 30 лет занимавшего пост главкома ВМФ. Именно он сумел убедить партийное руководство СССР в том, что без могучего военного флота наша страна не сможет соперничать с США и будет вечно обречена на <подчиненное> положение.
Следует признать, что ответ Запада на растущую <советскую угрозу> был продуманным и рациональным. Страны НАТО не стали состязаться с нами в создании мощных сверхзвуковых противокорабельных ракет, понимая, что в этом направлении Советский Союз ушел далеко вперед. Американцы, по-прежнему считая главной ударной силой надводного флота атомные авианосцы, сосредоточили усилия на поиске эффективных средств их защиты. Причем здесь они сделали ставку на самые передовые технологии - прежде всего, связанные с электронной и вычислительной техникой. И в итоге у них появились корабли, внешне мало отличавшиеся от своих предшественников, но в действительности являвшиеся представителями принципиально нового поколения.
В 1982 году на ходовые испытания вышел американский, ракетный крейсер <Тикондерога>, представлявший собой модификацию эсминца типа <Спрюенс>. Зная, что появление нового корабля в нейтральных водах всегда привлекает внимание противника по <холодной войне>, американцы над вертолетным ангаром установили плакат с надписью: - <Адмирал Горшков, будь начеку: <Иджис> в море!>
Весьма характерно, что главным козырем нового корабля стали не ракеты и даже не средства обнаружения целей, а так называемая <многофункциональная система оружия> (МФСО) <Иджис>, формально являвшаяся всего лишь системой управления.
Сформулированный американцами тезис вкратце звучит примерно так: в современной войне победит не тот, у кого ракеты летят дальше, а тот, кто будет больше знать о противнике, кто быстрее среагирует и из всех возможных вариантов выберет оптимальный. Причем тенденция такова, что <боевое пространство>, в котором корабль должен применять оружие, постепенно расширяется, а время на принятие поставленных боевых задач сокращается. Появившиеся в 1960-е годы боевые информационно-управляющие системы (БИУС) уже не удовлетворяли современным требованиям - предстояло вывести комплексное управление на качественно новый уровень.
Принципиальное отличие системы <Иджис> от старых БИУС состоит в том, что она объединяет все боевые и технические средства корабля и сама управляет их ресурсами. Почти все функции боевого применения оружия выполняются с помощью компьютеров центрального вычислительного комплекса, причем, в соответствии с изменением тактической обстановки, система может перераспределять существующие мощности в зависимости от приоритетности задач. Так, при отражении массированного воздушного нападения МФСО <Иджис> может временно прекратить поиск новых целей, а все ресурсы РЛС направить на сопровождение уже обнаруженных. В том случае, как полагают, вероятность уничтожения приближающихся к кораблю самолетов или крылатых ракет заметно увеличивается.
Всего <Иджис> объединяет 24 подсистемы и компонента вооружения. Важнейшая из подсистем - вычислительный центр, насчитывающий более 20 мощных компьютеров и до 22 пультов с дисплеями отображения тактической обстановки. Еще одной подсистемой является многофункциональная РЛС AN/SPY-1 с фазированными антеннами, установленными на надстройках корабля - собственно, лишь они служат основным внешним признаком системы <Иджис>. При благоприятных условиях они могут обнаруживать воздушные цели на дальности до 450 км.
На первых пяти кораблях типа <Тикондерога> размещались обычные двухбалочные универсальные установки для запуска противокорабельных ракет <Гарпун>, зенитных <Стандарт> и противолодочных АСРОК. Но в 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска (УВП) ракет с ячейками-контейнерами. Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа <Тикондерога> - 26 крылатых ракет <Томагавк>, 16 ПЛУР АСРОК и 80 ЗУР <Стандарт-2> - всего 122 ракеты в двух модулях.
Общая стоимость серийной системы <Иджис> (без входящего в нее оружия) в ценах 1980-х годов составляла примерно 300 млн. долларов - около трети стоимости крейсера <Тикондерога>! Что ж, это одна из характерных черт нашего времени: электроника и вычислительная техника становятся самым дорогим компонентом в конструкции боевого корабля. И еще один любопытный факт: <Спрюенс> и <Тикондерога> и по размерам, и по составу вооружения, да и по внешнему виду почти идентичны, но один из них американцы отнесли к классу эсминцев, а другой - к классу крейсеров. То есть именно наличие системы <Иджис> стало основным аргументом в повышении статуса <Тикондероги> до следующего ранга.
Тем временем в военном кораблестроении назревала еще одна важная перемена. До адмиралов и конструкторов наконец-то дошло: все возрастающая дороговизна боевых кораблей плохо сочетается с их крайне низкой живучестью. Гибель в 1982 году английских эсминцев <Шеффилд> и <Ковентри> у Фолклендских островов и тяжелейшие повреждения американского фрегата <Старк> после попадания иракской ракеты в 1987 году заставили отказаться от дальнейшего использования пожароопасных алюминиевых сплавов. Когда-то именно эти сплавы позволили сделать быстроходные эсминцы и фрегаты высокобортными и мореходными, но теперь гораздо важнее было обеспечить живучесть корабля и надежно защитить важнейшие боевые посты и внутренние коммуникации.
Поэтому, приступая к созданию эсминца <Арли Бёрк>, призванного стать головной единицей крупной серии, американцы исходили из двух основополагающих моментов: корабль должен обладать высокой живучестью и иметь МФСО <Иджис>. Состав вооружения приняли таким же, как на <Тикондероге>, лишь уменьшив общее число контейнеров-ячеек УВП со 122 до 90. Зато по конструкции эсминцы стали совсем иными. Алюминиевые сплавы сохранились только в конструкции кожухов дымовых труб. а корпус и все надстройки изготовлены исключительно из стали. Более того, для защиты особо важных постов и систем вновь появилось бронирование - 25-мм плиты общей массой около 70 т. Разумеется, все это увеличило <верхний> вес корабля, и, чтобы не уменьшать высоту борта, корпус пришлось сделать значительно шире, чем было принято раньше. По сравнению со <Спрюенсом>, скорость немного уменьшилась, но сейчас это уже не так важно: в списке приоритетов быстроходность эсминца стоит далеко не на первом месте. Из прочих нововведений следует отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что позволило дать 25-процентную экономию топлива, усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (в частности, все двери по внешнему контуру оборудованы воздушными тамбурами), устройство для отведения торпед, систему управления артиллерийским огнем с лазерными дальномерами.
Головной <Арли Бёрк> вступил в строй в 1991 году, но строительство серии продолжается по сей день. Предполагается, что всего в состав американских ВМС войдет 57 кораблей этого типа. Одному из дестройеров семейства довелось получить серьезные боевые повреждения. Двенадцатого октября 2000 года в стоявший на рейде порта Аден эсминец <Коул> врезался управляемый смертником катер, под завязку начиненный взрывчаткой. От сильнейшего взрыва в борту образовалась огромная пробоина, 17 человек экипажа погибли и 39 были ранены. Однако в целом живучесть корабля оказалась на высоте - <Коул> остался на плаву. Позже на судне для перевозки тяжеловесных грузов переправлен в США для ремонта. Через 14 месяцев он снова вошел в строй.
В 1993 году - через два года после постройки <Арли Бёрка> - система <Иджис> поступила на вооружение за пределами США. Головным кораблем, оснащенным ею, стал японский эсминец <Конго>. По конструкции, вооружению и электронному оборудованию он почти в точности повторял <Арли Бёрк>, но превосходил его по размерам. Кстати, с его вводом в строй грань, разделяющая крейсера и эсминцы, окончательно стерлась: по водоизмещению <Конго> догнал <Тикондерогу>. То есть сегодня такие классы кораблей, как фрегаты, эсминцы и крейсера потеряли свои характерные черты и используются на выбор в соответствии со сложившимися в той или иной стране традициями.
Подтверждением этих слов может служить международный проект, известный как <Оризон> (<Горизонт>). В преддверии объединения Европы Великобритания, Италия и Франция совместно взялись за пректирование нового многоцелевого корабля, причем в первых двух странах его именовали эсминцем, а в третьей - фрегатом. Правда, между участниками сложившегося консорциума возникли противоречия, и судьба этого проекта все еще весьма туманна. Поначалу к нему присматривалась и Испания, но затем она сделала ставку на собственную разработку. И в 2002 году в состав испанского флота вошел головной фрегат <Альваро де Басан> - первый европейский корабль, оснащенный системой <Иджис>. По архитектуре он напоминает уменьшенный <Арли Бёрк> с одной УВП и единственной дымовой трубой. Впрочем, слово <уменьшенный> вовсе не свидетельствует о том, что корабль мал. Наоборот, при полном водоизмещении в 5800 т он среди всех фрегатов и эсминцев Западной Европы является чуть ли не крупнейшим, немного уступая, разве что, устаревшим французским кораблям типа <Дюкэн> и <Турвиль>. Всего к 2005 году испанцы планируют иметь в строю четыре фрегата типа <Альваро де Басан>.
Командование советского ВМФ, зачарованное непревзойденными ударными характеристиками нашего ракетного оружия, к сожалению, не сразу осознало отставание в области МФСО. К разработке аналога <Иджиса> - системы <Марс-Пассат> - в СССР приступили с опозданием, и к настоящему времени она установлена всего на двух кораблях - тяжелых авианесущих крейсерах <Адмирал Горшков> и <Адмирал Кузнецов>. Причем до полностью боеспособного уровня довести ее, видимо, так и не удалось. Во всяком случае, на многострадальном <Варяге>, отбуксированном недавно в Китай, от ее установки отказались уже на стадии строительства корабля.
Распад СССР в 1991 году фактически поставил крест на разработке нового многоцелевого корабля, призванного прийти на смену эсминцам типа <Современный> и БПК типа <Удалой>. Если судить по предэскизному проекту, то этот корабль во многом должен был напоминать <Арли Бёрк> - иметь увеличенную ширину, локальное бронирование, МФСО с фазированными решетками антенн, два модуля УВП. Увы, надежды на воплощение этого проекта в металл сегодня можно считать нулевыми.
Правда, некоторые идеи отечественных корабелов реализовались в далекой Индии. В 1997 году на верфях этой страны при помощи российских специалистов был построен головной эсминец <Дели>. По архитектуре он являлся развитием наших БПК типа <Удалой> и оснащался исключительно российским оружием. В целом это вполне современный корабль, хотя до уровня <Арли Берка> и <Конго> он явно не дотягивает.
А в США в 2002 году начались работы по созданию боевого корабля принципиально нового поколения, известного как DD-21 - <дестройер XXI века>. В общем-то, эсминцем его назвать сложно - это будет чудовище длиной 210 м и водоизмещением 12 тыс. т, выполненное по технологии <стэлс> и абсолютно лишенное какой бы то ни было эстетики. Мачты и трубы не предусматриваются - вместо них будет лишь одна внушительная надстройка с фазированными антеннами РЛС на наклонных бортах. Кормовую часть займут ангар и ВПП. Корпус на всем протяжении будет иметь двойное дно и двойной борт; форштевень с обратным наклоном внешне напоминает таранный нос французских крейсеров конца XIX века. Предполагается, что вооружение будет состоять из многочисленных ракет в УВП и двух новейших 155-мм пушек, предназначенных для обстрела берега и способных выпускать 12 снарядов в минуту на дальность до 100 миль! Скорость эсминца-монстра составит 30 узлов, экипаж будет насчитывать всего 125 человек. Головной корабль планируется заложить в 2005-2006 годах, причем для него уже выбрано название <Замволт>, в честь деятеля Морского департамента США.
Отнеся DD-21 к классу эсминцев, американцы наполнили слово <дестройер> новым смыслом: теперь это действительно <разрушитель>, способный бороться и с морским, и с сухопутным противником. По сути, он вписывается в разработанную десяток лет назад концепцию <корабля-арсенала>, и его одинаково обоснованно можно было назвать хоть крейсером, хоть линкором... Но ясно одно: с его вводом в строй облик мирового флота кардинально изменится, а деление надводных кораблей на многочисленные классы окончательно останется в прошлом.

Эсминец "Арли Бёрк", США, 1991 г. Строился на верфи <Бэт Айрон Уоркс>. Водоизмещение полное 8315 т. Длина по ватерлинии 142 м, ширина 18 м, осадка 6,31 м. Мощность газотурбинной установки 105000 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: две УВП Мк-41 (90 ячеек: 28 КР <Томагавк>, 46 ЗУР <Стандарт-2>, 16 ПЛУР АСРОК), одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата <Вулкан-Фаланкс>, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета. Всего заказано 57 кораблей, к 2002 г. построено 34. Водоизмещение последних эсминцев составляет 9238 т, число ячеек УВП доведено до 96.

Ракетный крейсер "Тикондерога", США, 1983 г. Строился на верфи <Ингэлис>. Водоизмещение полное 9589 т. Длина по ватерлинии 162,3 м, ширина 16,76 м, осадка 7,5 м. Мощность газотурбинной установки 100000 л.с., скорость 30,5 узла. Вооружение: две универсальные ПУ для ЗУР <Стандарт-2>, ПНР <Гарпун> и ПЛУР АСРОК, две 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата <Вулкан-Фаланкс>, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета. Всего в 1983-1994 гг. построено 27 единиц, в том числе 22 - с УВП Мк-41 (122 ячейки); их водоизмещение составляет 9613 т.

Эсминец "Конго", Япония, 1993 г. Строился на верфи <Мицубиси>. Водоизмещение полное 9485 т. Длина наибольшая 161 м, ширина 21 м, осадка 6,2 м. Мощность газотурбинной установки 100000 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: две УВП Мк-41 (90 ячеек: ЗУР <Стандарт-2> и ПЛУР АСРОК), восемь ПКР <Гарпун>, одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата <Вулкан-Фаланкс>, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Всего в 1993-1998 гг. построено четыре единицы.

Фрегат "Aльваро де Басан", Испания, 2002 г. Строился на верфи <Басан>. Водоизмещение полное 5802 т. Длина наибольшая 146,7 м, ширина 17,5 м, осадка 4,8 м. Мощность дизель-газотурбинной установки 58600 л.с., скорость 28,5 узла. Вооружение: одна УВП Мк-41 (48 ячеек: ЗУР <Стандарт-2> и <Си Спэрроу>), восемь ПКР <Гарпун>, одна 127-мм АУ и одна 12-ствольная 20-мм АУ <Мерока>, два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Всего заказано четыре корабля.

Эсминец "Дели", Индия, 1997 г. Строился на верфи <Мазагон Док> в Мумбае (Бомбее). Водоизмещение полное 6700 т. Длина наибольшая 163 м, ширина 17 м, осадка 6,4 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 64000 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: 16 ПКР <Уран>, две ПУ ЗРК <Ураган>, одна 100-мм АУ, четыре шестиствольных 30-мм автомата АК-630, один пятитрубный 533-мм торпедный аппарат ПЛО, два бомбомета РБУ-6000, два вертолета. Всего в 1997-2002 гг. построено три единицы.

Проектный вид эсминца DD-21 "Замволт".

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz