МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"ПЕРЕГНАТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ"

В.КОФМАН

Составленный в самом конце Второй мировой войны по личному указанию Сталина перспективный план развития ВМФ (см. <Моделист-конструктор> № 6 за 2002 г.) поражал своими масштабами. Сегодня ясно, что в то время в нашей стране, только что пережившей тяжелейший период своей истории, вряд ли было под силу выполнить столь амбициозный план в полном объеме. Но, самое главное, смысла в этой дорогостоящей программе было немного, ведь главный соперник в борьбе за мировое господство, Соединенные Штаты, уже имел колоссальный флот, догнать который количественно не представлялось возможным. Наиболее дальновидные политические и военные деятели нашей страны понимали, что необходимо найти принципиально новое решение, которое позволило бы соревноваться с Америкой на океанских просторах.
Так родился лозунг <Перегнать, не догоняя>, аналогичный по смыслу модному ныне <асимметричному ответу>. Он сводился прежде всего к всемерному развитию подводного флота. Однако следовало помнить, что даже тысяча германских <у-ботов> завоевать господство на море все-таки не смогла. Имевшие мощный эскорт авианосные соединения оказались не по зубам ни гитлеровским, ни японским субмаринам. И Советский Союз вряд ли мог рассчитывать в возможной войне на море на более благоприятный исход.
В поисках методов борьбы с подавляющим превосходством надводных сил потенциального противника взоры наших конструкторов обратились к ракетному оружию. Наибольший интерес вызывали германские управляемые крылатые ракеты фирмы <Хеншель>. Печальная судьба итальянского линкора <Рома>, тяжелейшие повреждения британского <Уорспайта> и нескольких крейсеров в результате попадания одной-двух планирующих бомб, сброшенных с самолетов, привели к мысли использовать те же средства для вооружения боевых кораблей.
К тому времени некоторый задел уже имелся. На основе <хеншелевского> управляемого снаряда HS-276 в СССР в конце 40-х годов была разработана и противокорабельная ракета <Щука>, по компоновке и системе управления повторявшая немецкий прототип, но имевшая вместо крайне опасного жидкостного двигателя более надежный турбореактивный. Первоначально ракета предназначалась для запуска с самолетов и береговых пусковых установок. Флоту оружие приглянулось, поскольку в теории позволяло решить главную задачу <асимметричного ответа>: одним ударом вывести из строя авианосец или линкор, стреляя вне дальности действия тяжелой артиллерии противника. Ракета получила новое, не слишком изящное название КСЩ, сокращенное от <Корабельный снаряд <Щука>. Систему наведения срочно переделали из оптической на активную радиолокационную, считавшуюся в те времена наиболее перспективной и современной.
Оставалось найти для нового <чудо-оружия> соответствующий носитель. Задача состояла в том, чтобы, с одной стороны, ракетоносец был не очень большим (только такие корабли могли стать многочисленными), а с другой стороны, чтобы он мог действовать в океане на удалении от баз и, конечно же, нести несколько трехтонных <щук>. Единственным подходящим объектом, удовлетворявшим таким достаточно противоречивым требованиям, оказался эскадренный миноносец проекта 56.
Для скорейшего достижения цели работы развернулись сразу в двух направлениях. Эсминец <Бедовый>, уже заложенный в Николаеве на заводе имени 61 коммунара, решили перестроить по проекту 56ЭМ в качестве головного экспериментального носителя крылатых ракет. Одновременно конструкторы спешно разрабатывали чертежи уже серийного проекта 56М.
Инженерам удалось добиться неплохого результата. Появление на бывшем эсминце восьми тяжеленных <чужеродных тел> - самолетов-снарядов КСЩ, а также пусковой установки для них привело лишь к относительно небольшой перестройке надпалубных и внутренних помещений корпуса. Полное водоизмещение возросло всего на 85 т. При этом артиллерийское вооружение претерпело серьезнейшие изменения. Одной из 130-мм башен, кормовой, корабль лишался сразу: ее место заняла массивная решетчатая конструкция - пусковая установка СМ-59. От носовой спарки главного калибра также решили отказаться, чтобы не переутяжелять эсминец и не оставлять на нем орудий, номинально способных втянуть его в артиллерийскую дуэль с <пушечным> неприятелем. Подобное сражение могло закончиться для ракетоносца трагически: даже осколок, попавший в саму <Щуку> или хранилище для топлива, мог вызвать пожар или взрыв, почти гарантированно отправляющий 3000-тонный корабль на дно. Зато все счетверенные зенитные автоматы оставили, причем дополнительная установка в носу обеспечивала прикрытие переднего сектора (по опыту мировой войны, наиболее опасного в отношении атак авиации) двенадцатью стволами. К тому же, на серийных эсминцах проекта 56М решили заменить 45-миллиметровки более мощными и дальнобойными 57-мм автоматами.
Бывший эскадренный миноносец лишился и своего <титульного> оружия. Оба пятитрубных торпедных аппарата уступили место паре двухтрубных, расположенных побортно в самой середине корпуса. Теперь они предназначались в основном для противолодочных торпед.
К сожалению, гвоздь проекта, комплекс КСЩ, имел слишком много недостатков. Действительно, трехтонная ракета могла донести 700 кг взрывчатки до противника, находящегося на расстоянии 80 км, однако на этом пути возникало слишком много <но>. Прежде всего, чтобы активная радиолокационная головка самонаведения могла захватить цель, <Щуку> требовалось вывести в зону захвата, для чего, естественно, следовало знать примерное местонахождение этой самой цели. А никаких специальных средств, кроме радиолокатора, способного обнаруживать надводные объекты лишь на дальности прямой видимости, в то время не имелось. Проблему мог бы решить вертолет, но Ка-15 слишком мал, не имел надлежащих средств управления и дальности полета, а отсутствие ангара заставляло чаще оставлять его на берегу, нежели брать в дальний поход. Система самонаведения КСЩ оказалась чересчур подверженной активным и пассивным помехам. Подготовка к старту занимала около 20 минут и представляла собой опасную операцию. Требовалось заполнить топливные баки несколькими сотнями литров горючего и подать огнеопасный снаряд на рельсовые направляющие стабилизированной пусковой установки. Одновременно в прибор управления стрельбой <Кипарис-56М> вводились исходные данные для автономного полета. Затем установка разворачивалась в нужном направлении и производился пуск. Трудно представить себе противника, который пожелал бы вытерпеть эту процедуру последовательно семь или восемь раз - именно столько самолето-снарядов несли <Бедовый> и остальные единицы серии.
Конструкторы прекрасно осознавали, что в боевых условиях возможность повторного пуска, скорее всего, не представится, поэтому еще при проработке начального проекта 56ЭМ предполагалось разместить на бывших эсминцах по две пусковых установки. Однако втиснуть их в уже готовый корпус не удалось. В качестве альтернативы в ходе постройки первых ракетных 56-х началось проектирование нового специализированного корабля с двумя комплексами КСЩ.
С целью экономии времени в новом проекте 57 сохранили основные пропорции, расположение отсеков, механизмов и боевых постов, принятые на их перестроенных предшественниках. Более того, корпус представлял собой, в сущности, увеличенную копию 56-го. Прежним осталось и артиллерийское вооружение, но увеличенная ширина позволила разместить трехтрубные торпедные аппараты вместо двухтрубных. Главное же оружие - установки для пуска КСЩ - теперь имелось в удвоенном числе. <Гневный> теоретически мог выпустить пару снарядов с интервалом всего в пять секунд. Потенциальная мощь новых ракетных эсминцев привела к выделению их в отдельный класс <больших ракетных кораблей>, хотя как раз <большими> они не были, в полном соответствии с доктриной <маленьких убийц плавучих крепостей>.
Попробуем оценить реальные перспективы нашего <асимметричного ответа> на то время. На приемных испытаниях экспериментального <Бедового> была выпущена только одна <Щука>, поразившая тральщик с дистанции 18 миль. Последующие учебно-боевые стрельбы доказали, что КСЩ при прямом попадании легко топит эсминец и полностью выводит из строя крейсер. Хотя все стрельбы велись по неподвижным целям (в число которых попали отечественные боевые корабли, предназначавшиеся уничтожению в годы тотального сокращения надводного флота), можно не сомневаться в том, что если бы на их месте оказались крейсера и эсминцы врага, им не удалось бы избежать тяжелейших повреждений или гибели. Вполне возможно, что после первого же боевого успеха уже в те годы возник пресловутый <ракетный бум> и бурный рост числа крылатых ракет на флотах всех морских держав.
Но именно отсутствие боевого опыта решило судьбу первых советских ракетных эсминцев. Комплекс КСЩ признали устаревшим и несостоятельным. Корабли, предназначавшиеся в качестве важного компонента подрыва господства США на море, стали объектом странной модернизации. В 60-е годы приоритеты резко изменились. Главной задачей для надводных боевых судов стала борьба с подводными лодками. Носителей <щук> решили перестроить в противолодочные корабли, по типу очень похожие на стандартные эсминцы западных держав. Так, по иронии судьбы, американцев все же пришлось не обгонять, а догонять, причем позволив им уйти далеко вперед.
Модернизация, которой подверглись все восемь единиц проекта 57-бис, стала одной из наиболее значительных в советском флоте за все время его существования. Стоимость переоборудования каждого большого ракетного корабля составляла примерно половину его начальной цены. Из исходного вооружения остались лишь две 57-мм установки ЗИФ-75 со своей системой управления <Фут-Б>. Заметно усилилось противолодочное вооружение, основу которого составили десять торпедных аппаратов (своеобразный рекорд для эсминцев). Реактивные бомбометы заменили на более современные, имевшие вдвое большую дальность стрельбы. Внушительно выглядели и средства ПВО - зенитный ракетный комплекс <Волна>, близкий аналог американского <Тартара>, и 30-мм автоматы АК-230 с радиолокационным управлением огнем. Вполне современным стало радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование. В общем, наш флот получил неплохие боевые единицы, прослужившие до конца 80-х. Однако, несмотря на успех, стоимость модернизации показалась руководству ВМФ чрезмерной, и от проведения столь масштабных работ на кораблях других проектов в дальнейшем отказались.
Правда, основательной реконструкции <Бедовый> и другие ракетные <56-е> все же не избежали. Три из них прошли существенную модернизацию по проекту 56У, в ходе которой место <Щуки> заняли две аккуратные башни с 76-мм автоматами АК-276, а по бокам кормовой надстройки расположились четыре контейнера с противокорабельными крылатыми ракетами нового поколения П-15М <Термит>. Они имели примерно такую же дальность и вес, как КСЩ, но обладали хорошей помехозащищенностью, а возможность применения сменной головки самонаведения (активной радиолокационной или пассивной инфракрасной) существенно затрудняла борьбу с ними. Складывающиеся крылья позволили разместить их в контейнерах, что обеспечило компактность и удобство в обслуживании. Так первоначальная идея получила совершенно новое наполнение, в основных чертах определившее развитие этого вида оружия на многие годы.
В общем, первый рывок в сторону ракетных <кораблей-убийц> оказался далеко не бесполезным. Несмотря на все недостатки КСЩ, Советский Союз надолго стал лидером в разработке противокорабельных ракет, создававших (и создающих до сих пор) несомненную угрозу надводному флоту возможного неприятеля.

Эскадренный миноносец "Неуловимый" (проект 56М), СССР, 1958 г. Строился на заводе № 190 в Ленинграде. Водоизмещение стандартное 2767 т, полное 3315 т. Длина наибольшая 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,3 м. Мощность двухзальной паротурбинной установки 72000 л.с., скорость 39 узлов. Вооружение: установка для противо-корабельных ракет КСЩ, четыре четырехствольных 57-мм автомата, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, два реактивных бомбомета РБУ-2500. Всего построено четыре единицы: <Бедовый>, <Неуловимый>, <Неудержимый> и <Прозорливый>. В 1971-1972 годах три корабля перестроены по проекту 56У. Все исключены из списков флота в 1987-1991 годах.

Большой ракетный корабль "Неуловимый" (проект 56У), СССР, 1958/1972 г. Бывший эсминец проекта 56М, модернизирован в Севастополе в 1971-1972 годах. Водоизмещение стандартное 2940 т, полное 3347 т. Длина наибольшая 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 72000 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: четыре установки для противокорабельных ракет П-15М, два спаренных 76-мм автоматических универсальных орудия, четыре четырехствольных 57-мм автомата, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, два реактивных бомбомета РБУ-2500. Всего по проекту 56У модернизированы три единицы: <Неуловимый>, <Прозорливый> и <Бедовый>.

Эскадренный миноносец "Бойкий" (проект 57-бис), СССР, 1961 г. Строился на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Водоизмещение стандартное 3500 т, полное 4192 т. Длина наибольшая 138,9 м, ширина 14,84 м, осадка 4,47 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 85000 л.с., скорость 34,5 узла. Вооружение: две установки для противокорабельных ракет КСЩ, четыре четырехствольных 57-мм автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, два реактивных бомбомета РБУ-2500, один вертолет Ка-15. Всего построено восемь единиц: <Гневный>, <Гремящий>, <Упорный>, <Жгучий>, <Гордый>, <Бойкий>, <Зоркий> и <Дерзкий>. В 1968-1973 годах перестроены в БПК по проекту 57А.

Большой противолодочный корабль "Жгучий" (проект 57А), СССР, 1961/1969 г. Перестроен в 1967-1969 годах из эсминца проекта 57-бис. Водоизмещение стандартное 3500 т, полное 4500 т. Длина наибольшая 140,6 м, ширина 14,84 м, осадка 4,65 м. Мощность двухзальной паротурбинной установки 85000 л.с., скорость 32 узла. Вооружение: ЗРК <Волна>, два четырехствольных 57-мм автомата, четыре спаренных 30-мм автомата, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, три реактивных бомбомета РБУ-6000, один вертолет Ка-25. Всего модернизировано восемь единиц, все исключены из списков флота в 1987-1993 годах.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz