МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ЭСКОРТНЫЕ МИНОНОСЦЫ

В.КОФМАН

Неминуемо надвигавшаяся в конце 30-х годов угроза войны заставляла британское Адмиралтейство принимать все возможные меры к усилению флота, причем делать это требовалось быстро и при минимальных расходах. Если обеспечение действий боевых соединений флота так или иначе решалось за счет постройки различных типов эсминцев, о чем мы рассказывали в предыдущих выпусках, то проблема охранения судоходства в водах, окружавших Британию и ее владения, выглядела куда острее. Три десятка шлюпов - большей частью устаревших, тихоходных, не способных отогнать даже самолет-<этажерку> - вот что могла противопоставить <владычица морей> потенциальному противнику на десятках тысяч миль прибрежной полосы империи, над которой пока еще <никогда не заходило солнце>.
Решение состояло в создании нового типа корабля, пригодного для ПВО и ПЛО, а также способного в случае необходимости постоять за себя (и за эскортируемые торговые суда) в бою с надводными силами неприятеля. Его небольшие размеры диктовались требованием дешевизны и скорости постройки. В поисках прототипа специалисты остановились на строившихся в 30-е годы шлюпах типа <Блэк Суон> - тысячетонных крепких корабликах, вооруженных шестью или восемью 102-мм зенитными орудиями в спаренных установках. По существу, их единственным недостатком была скорость, не превышавшая 20 узлов. Экстренно разработанный новый <оптимистический> проект хорошо укладывался в схему <всего по четыре>. В 800 т водоизмещения конструкторы собирались <вогнать> указанное число 102-мм и 40-мм пушек и торпедных труб, а также механизмы для обеспечения скорости в 31 узел! Получался этакий английский <Томодзуру> (о нем чуть позже) с явно недостаточной остойчивостью уже на бумаге. Попытки исправить положение привели к росту водоизмещения на 100 т и замене тяжелого счетверенного торпедного аппарата на третью 102-мм пушечную спарку. Так появился новый класс боевых кораблей, получивший название , что в отечественной литературе переводится как <эскортный миноносец>, хотя дословно означает <эскортный эсминец>. Впрочем, оба этих названия условны и, в принципе, лишены смысла, так как главного атрибута миноносца - торпедного оружия - на новых кораблях не было.
Горячка с постройкой <эскортников> в последние мирные месяцы 1939 года зашла настолько далеко, что серию из 19 единиц заложили еще до завершения всех расчетов по остойчивости кораблей, Только когда головной <Этерстоун> готовился к вводу в строй, выяснилось, что с запланированным вооружением ему одна дорога - на дно, причем без всякого вмешательства неприятеля. Пришлось срочно снимать одну из трех 102-мм установок и, зажмурив глаза, отправлять корабль на испытания. К удивлению, они завершились достаточно успешно, и вся серия (увеличенная до 22 единиц) вступила в строй с аналогичным составом вооружения. Правда, водоизмещение в полном грузу превышало изначальный проект почти вдвое, а скорость при этом едва достигала 27 узлов. Наименования новичков соответствовали названиям охотничьих угодий, и тип получил обозначение <Хант> (hunt - охота).
Если не принимать в расчет явный <прокол> с проектной нагрузкой, то вновь введенный класс представлялся весьма полезным. Поэтому в феврале 1940 года, за месяц до вступления в строй первого <Ханта>, на стапеле заложили головной <эскортник> усовершенствованного проекта. На этот раз конструкторы учли свои ошибки и значительно увеличили ширину корпуса, что позволило вернуть на законное место третью 102-миллиметровую спарку. Увеличение зенитной мощи в полтора раза - деяние более чем полезное, учитывая те неприятности, которые уже причинила и собиралась еще причинить англичанам германская авиация. Немного упала максимальная скорость, но в целом 33 <Ханта> второй серии стали существенным усилением британского флота.
В конце того же года последовал заказ на еще 30 эскортных миноносцев. На сей раз возобладало давление <торпедного лобби>, и в проект возвратили торпедный аппарат, правда, всего лишь двухтрубный. Цена за его размещение выглядела достаточно высокой: пришлось убрать одну из 102-мм установок и бомбомет. А компенсация за ослабление основного вооружения - увеличенный запас глубинных бомб и дополнительные три 20-мм <эрликона> - выглядела явно недостаточной.
Впрочем, два из заказанных кораблей избежали общей участи. Они строились по проекту, разработанному фирмой <Торникрофт>, и в общих чертах повторяли вариант, отклоненный еще в 1938 году из-за слишком малой скорости. <Ханты-4> (такое обозначение они получили) отличались очень длинным полубаком и <линкорным> квадратным сечением по миделю. Пожалуй, они стали наиболее сбалансированными и гармонично оснащенными кораблями эскорта. В более широком и длинном корпусе удалось совместить и три 102-мм спаренные зенитки, и трехтрубный торпедный аппарат, и более емкие топливные цистерны. Заметно возросли мореходность и автономность. Правда, скорость упала до 25 узлов, но она представлялась достаточной для любых противолодочных действий, ставших основным занятием сил прикрытия союзников во второй половине войны.
Эскортные миноносцы успешно сражались сначала в водах Ла-Манша, а затем в Средиземном море и Атлантике, участвовали в проводке конвоев и в прикрытии десантов. В ходе ремонтов на них, как правило, устанавливались дополнительные <эрликоны> и различная радиолокационная техника.
Как видно из эволюции <хантов>, англичане могли бы вполне успешно развивать свои собственные типы быстроходных кораблей сопровождения, если бы не... помощь <американского дядюшки>. В Соединенных Штатах подошли к решению аналогичной задачи предельно рационально и технологично. Как только крики англичан о помощи стали из настойчивых переходить в отчаянные, они приступили к массовой постройке того, что с трудом можно назвать миноносцем, даже эскортным. Корпуса этих кораблей собирались конвейерным методом с тотальным применением сварки. Нехватка ошеломляющего числа турбин, а в особенности редукторов к ним, привела к использованию на одних сериях турбоэлектрических, а на других дизель-электрических установок, снизивших скорость с 24 узлов до критических 21. Артиллерийское вооружение мало, если вообще подходило для надводного боя: три 76-мм универсальные пушки старой модели англичане, впервые увидившие их, окрестили <ружьями для охоты на слонов>. (Кстати, на своих кораблях американцы предпочитали устанавливать две универсальные 127-миллиметровки.) Правда, большинство недостатков компенсировалось отличным по тем временам противолодочным оборудованием, включавшим гидролокатор, шесть бомбометов, пару бомбосбрасывателей и новое оружие - реактивный бомбомет <Хеджехог>.
Всего к весне 1943 года американцы утвердили заказы на 1005 (!) эскортных миноносцев различных модификаций. Это количество оказалось избыточным, и позже часть заказов аннулировали. Тем не менее, в строй вошли 563 единицы - с таким размахом их могли строить только США. И в итоге союзникам удалось-таки решить очень непростую задачу - обеспечить прикрытием десятки тысяч своих торговых и военных транспортных судов.
Гораздо хуже обстояли дела у их противников, особенно в Японии. В 30-е годы, когда еще действовали ограничения Лондонского морского договора, усилия конструкторов этой страны сконцентрировались на попытке создать достойный боевой корабль в пределах 600 т - максимума, предусмотренного для класса миноносцев. На первый взгляд, это им удалось блестяще. Заложенные в 1931-1932 годах четыре единицы типа <Томодзуру> на бумаге сочетали максимум боевой мощи в минимуме объема. Три мощных 127-мм орудия в башенных установках (одна спаренная и одна одиночная), трехтрубный торпедный аппарат, скорость 30 узлов - и все это удалось вместить в 535 т водоизмещения. Вооружение занимало почти 23 процента общей нагрузки - цифра, вполне достойная линкора! Казалось, японским кораблестроителям удалось совершить очередное кораблестроительное чудо.
Но это на бумаге, а на деле все было гораздо сложнее. Менее чем через месяц после вступления в строй головной <Томодзуру> на маневрах попал в шторм и опрокинулся на ровном курсе, погубив значительную часть команды. <Утопленника> отбуксировали килем вверх в порт, поставили в док и приступили к коренной переделке. Все амбициозное артиллерийское и торпедное вооружение отправили на склад, а вместо него установили старые одиночные 120-миллиметровки с ручным управлением. Мостик и надстройки срезали, заменив их более низкой конструкцией. В трюмы добавили около 100 т балласта - почти пятую часть исходного веса корабля! Аналогичной операции подверглись и остальные миноносцы, часть из которых, к счастью, еще находилась на стапелях. В общем, вместо блестящей, но малообоснованной задумки получился 800-тонный миноносец с посредственной скоростью (28 узлов) и устаревшим вооружением, близкий по своим параметрам к аналогичным боевым судам времен Первой мировой войны.
Парадоксально, но катастрофа с <Томодзуру>, даже с учетом людской трагедии, оказалась очень своевременной. Трудно представить, сколько японских моряков могло бы погибнуть впоследствии, если бы проектирование и постройка аналогичных кораблей продолжались. Теперь же пришлось принимать экстренные меры. Существенной перестройке подверглись не только малые миноносцы, но и эсминцы, о чем уже упоминалось при описании истории <специальных> типов.
Тем не менее, чисто миноносный опыт повторили, теперь уже сразу в измененном виде. Заказанные по программе 1934 года 16 кораблей типа <Отори> имели увеличенную ширину, более низкие надстройки и скорректированное вооружение. Интересно, что для сохранения проектной скорости предыдущего типа пришлось увеличить мощность более чем на 70 процентов. О договорных ограничениях как-то удалось забыть, и едва ли конструкторы других стран верили в официальные 600 т. Вероятно, они сделали свои выводы о нерациональности подобных судов вообще и не стали повторять чужих ошибок. Впрочем, и в Японии постройку половины из заказанных кораблей отменили, и в дальнейшем развития эта линия не получила.
Возвратиться к постройке миноносцев японцев заставили огромные потери их великолепных эсминцев в ходе затяжной бойни вокруг Гуадалканала в 1942 году. Переоборудование устаревших единиц времен 20-х годов в корабли сопровождения и охранения не могло заполнить возникшую брешь, в которую все активнее проникали американские подводные лодки и самолеты. И вновь конструкторы Страны восходящего солнца продемонстрировали свои возможности, быстро составив очень простой и технологичный проект. Простая форма корпуса, широкое применение электросварки, удачное сочетание боевых элементов... В соответствии с велением времени вышел типичный эскортный миноносец: тип <Мацу> имел орудия того же калибра, что и эсминцы, но фактически это были другие пушки, короткоствольные и с небольшой начальной скоростью, но с возможностью вести полноценный зенитный огонь. Соответствовали назначению и установки (одиночная в носу и спаренная в корме), имевшие электрогидравлический привод. Изначально предполагались многочисленные зенитные автоматы. Вместе с тем, <эскортник> мог сильно обидеть любого надводного противника: в состав вооружения входил торпедный аппарат со знаменитыми 610-мм <длинными копьями>. Впервые в Японии на столь небольших кораблях с самого начала предусматривалась установка сразу двух радаров. В общем, за счет экономии на удобствах экипажа и, что куда более существенно, на оборудовании, японцам опять удалось <обставить> союзников хотя бы по чисто формальным характеристикам, в чем легко убедиться, сравнив их с эскортными миноносцами США и Англии. Однако, как и с остальными видами военной техники, слишком поздно. Сотням союзных <эскортников> противостояли всего 18 единиц типа <Мацу> и 14 типа <Татибана>, являвшихся дальнейшим упрощением первых, вплоть до того, что они целиком сваривались из мягкой стали. Впрочем, и время их появления <на сцене> театра военных действий (в основном апрель-июнь 1945 года) оставляло возможность лишь для одного исхода - быть потопленными полчищами американских самолетов еще до того, как они смогли бы принести хоть какую-нибудь военную пользу.

Эскортный миноносец <Эвонвэйл> (тип <Хант-2>), Англия, 1941 г. Строился фирмой <Джон Браун>. Водоизмещение стандартное 1050 т, полное 1610 т. Длина наибольшая 85,3 м, ширина 9,6 м, осадка 2,36 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19000 л.с., скорость 29 узлов. Вооружение: шесть 102-мм универсальных орудий, один четырехствольный 40-мм автомат, два бомбомета и два бомбосбрасывателя. Всего в 1941-1942 гг. построено 23 единицы, семь из них погибли во время войны. Еще 28 кораблей построено по очень похожему проекту <Хант-3>.

Эскортный миноносец <Брекон> (тип <Хант-4>), Англия, 1942 г. Строился фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение стандартное 1180 т, полное 1590 т. Длина наибольшая 90,2 м, ширина 10,15 м, осадка 2,43 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: шесть 102-мм универсальных орудий, четыре 40-мм и два 20-мм автомата, два бомбомета и один бомбосбрасыватель. Всего построено две единицы: <Брекон> и <Бриссенден>. В военное время зенитное вооружение увеличено на четыре 20-мм автомата. Оба исключены из списков в 1962-1965 гг.

Эскортный миноносец <Бакли>, США, 1943 г. Строился фирмой <Бетпехем>. Водоизмещение стандартное 1440 т, полное 1835 т. Длина наибольшая 93,27 м, ширина 11,28 м, осадка 3,43 м. Мощность двухвальной турбоэлектрической установки 12000 л.с., скорость 23 узла. Вооружение: три 76-мм универсальных орудия, четыре 28-мм и восемь 20-мм автоматов, трехтрубный 533-мм торпедный аппарат, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя. Всего в 1943-1944 гг. построено 102 единицы.

Миноносец <Томодзуру>, Япония, 1934 г. Строился на верфи ВМФ в Майдзуру. Водоизмещение стандартное 535 т, полное 737 т. Длина наибольшая 82 м, ширина 7,4 м, осадка 2,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 11000 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: три 127-мм орудия, один 40-мм автомат, два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата. Всего в 1933-1934 годах построено четыре единицы: <Томодзуру>, <Манадзуру>, <Чидори> и <Хацукари>. Первые три погибли в 1944-1945 годах, <Хацукари> сдан на слом в 1946 году.

Миноносец <Отори>, Япония, 1936 г. Строился на верфи ВМФ в Майдзуру. Водоизмещение стандартное 850 т, полное 1050 т. Длина наибольшая 88,5 м, ширина 8,18 м, осадка 2,76 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19000 л.с., скорость 30,5 узла. Вооружение: три 120-мм орудия, один 40-мм автомат, один 533-мм трехтрубный торпедный аппарат. Всего в 1936-1937 годах построено восемь единиц: <Отори>, <Касасаги>, <Хийодори>, <Хаябуса>, <Хато>, <Саги>, <Кари> и <Кидзи>. Все, кроме <Кидзи>, погибли в 1943-1945 годах, последний после войны был передан СССР.

Эскортный миноносец <Мацу>, Япония, 1944 г. Строился на верфи ВМФ в Майдзуру. Водоизмещение стандартное 1260 т, полное 1550 т. Длина наибольшая 100,01 м, ширина 9,35 м, осадка 3,3 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19000 л.с., скорость 27,5 узла. Вооружение: три 127-мм зенитных орудия, двадцать четыре 25-мм автомата, бомбосбрасыватель для глубинных бомб. Всего в 1944 году построено 18 единиц, из которых семь погибло, восемь после войны распределены между союзниками (по два переданы США, СССР, Англии и Китаю), остальные три сданы на слом в 1948 году.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz