МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ФРАНЦУЗЫ РВУТСЯ В ЛИДЕРЫ

В.КОФМАН

В отличие от своих англо-саксонских союзников Франция вышла из Первой мировой войны сильно обескровленной, а ее военно-морской флот уже не мог претендовать на былое могущество. И в наиболее жалком состоянии находились торпедные силы. Пестрая компания из уцелевших <800-тонников> и японских <подарков> (см. <Моделист-конструктор> № 5 за 2000 г.) выглядела совершенно устаревшей и к тому же находилась в сильно изношенном состоянии. На этом фоне как нельзя кстати пришлись немецкие и австрийские трофеи. Если англичане и американцы почти все отошедшие им эсминцы своих бывших противников незамедлительно пустили на слом, то французы поступили иначе. Восемь германских <церштёреров> последней генерации и лидер составили основу французских торпедных сил в первые послевоенные годы, причем их эксплуатация оказала огромное влияние на дальнейшее развитие класса эскадренных миноносцев флота этой страны.
Морская стратегия Франции в 20-е годы претерпела существенные изменения. Главным потенциальным противником для нее стала Италия, а основным морским театром возможной войны - Средиземное море. Для того, чтобы создать преимущество быстро и без чрезмерных затрат, французы пошли необычным путем: они решили строить крупные торпедно-артиллерийские корабли, которые должны были иметь скорость большую, чем у зарубежных эсминцев, и мощное вооружение. Конечно, таких кораблей не могло быть много, но предполагалось, что внушительные боевые возможности компенсируют их недостаточное количество. А в качестве дополнения к ним планировалось строить также относительно небольшим числом <стандартные> эсминцы.
К разработке проектов новых кораблей французы приступили уже в 1920 году. Однако первые варианты лидера и эсминца с вооружением соответственно из пяти и четырех 100-мм пушек устарели буквально на чертежной доске. Началась гонка калибров: сначала руководство флота предложило вооружение из 120-миллиметровок. Но поскольку и это не соответствовало доктрине превосходства в артиллерии, было решено остановиться на 130-мм орудиях с 32-кг снарядом, которые могли пробивать 80-мм броню на дальности в 50-60 кабельтовых. Немудрено, что вместо предполагавшихся 1780 т водоизмещение первой серии лидеров типа <Ягуар> достигло 2100 т, а их ввод в строй задержался на несколько лет.
Хотя <Ягуар> и его систершипы развили на испытаниях ход свыше 35 узлов, их нельзя назвать особо удачными кораблями. Мощная пушка имела малую скорострельность (4-5 выстрелов в минуту), а плотно набитый механизмами корпус не допускал сколь-нибудь серьезной модернизации.
Тем не менее, французы твердо продолжали следовать избранным путем, и следующая серия 2400-тонных лидеров типа <Бизон> оказалась более соответствующей их доктрине. От 130-мм калибра перешли к еще более мощному 138-мм. Снаряд весил теперь 40,4 кг. Возросла скорострельность, а место в торпедных аппаратах заняли новые торпеды модели 1923 года с 415-кг зарядом. С 1927 года предполагалось закладывать по шесть единиц ежегодно, поскольку будущие <легкие дивизионы> должны были состоять из трех лидеров каждый.
Следующая шестерка лидеров типа <Эгль> отличалась от <бизонов> усовершенствованной пушкой того же калибра, разработанной на основе германской 150-миллиметровки с <Амираль Сенэ> (бывшего немецкого ). Клиновой затвор позволил удвоить скорострельность, которая всецело зависела от скорости подачи. Для облегчения трудной работы орудийной прислуги вокруг каждой артиллерийской установки располагались кольцевые <поручни>, по которым двигалась тележка со снарядом, сопровождая перемещения орудия. Эти устройства стали отличительной чертой большинства французских лидеров.
Наряду с артиллерией от типа к типу прогрессировала и механическая установка. Перегрев пара позволил повысить мощность, и один из лидеров типа <Эгль> - <Жерфо> - на испытаниях показал ход свыше 41 узла, а более поздний <Милан> достиг почти 42 узлов. Прекрасные результаты продемонстрировали также корабли следующей серии типа <Кассар>, отличавшиеся лишь небольшими изменениями в составе зенитного вооружения.
Однако настоящий фурор произвела шестерка лидеров типа <Фантаск>, заложенных в 1931 году. Новые корабли несли все те же 138-миллиметровки, но более длинноствольные и снабженные элементами полуавтоматики. Дальность их стрельбы превышала 100 кабельтовых, а мощный снаряд мог пробивать броню легких крейсеров главного <супостата> - итальянцев - на большинстве реальных дистанций боя. Если же противник оказался бы сильнее, то французы могли легко уклониться от сражения, ведь один из <2600-тонников>, <Терибль>, развил ход в 45 с небольшим узлов - рекорд скорости для крупных надводных кораблей, так и не превзойденный до настоящего времени. Да и остальные единицы серии немногим уступали рекордсмену, сумев держать скорость не менее 41,4 узла в течение нескольких часов. Отличная энергетика <фантасков> дополнялась очень элегантным внешним видом: оснащенные двумя широкими трубами и высоким полубаком лидеры являли собой воплощение стремительности.
Но французские конструкторы не остановились на достигнутом и пошли еще дальше. В конце 1934 года на стапелях Лорьяна и Нанта были заложены два лидера - первые из очередной шестерки. <Вольта> и <Могадор> внешне напоминали своих сверхскоростных предшественников, но отличались значительно более мощным вооружением. Число 138-мм орудий достигло восьми, причем они располагались теперь в легких башнях, что позволило механизировать подачу боезапаса (40,4-кг снаряды для ручной подачи были все-таки тяжеловаты). Правда, весьма смелый проект автоматизации установок на практике оказался не вполне удачным. Сложная механика часто отказывала, и вместо предполагавшихся 14-16 выстрелов в минуту орудия давали только половину. Тем не менее, артиллерийская мощь лидеров в своем классе была вне конкуренции. Хорошо выглядела и система управления огнем, соответствовавшая крейсерским стандартам. Дальнейшему усовершенствованию подверглась механическая установка. Так, лидеры могли поднять пары для повышения скорости с экономичных 14 узлов до 35 в течение 5-7 минут, то есть в три-четыре раза быстрее, чем их современники из других стран. Ходовые возможности <Вольты> и <Могадора> так и остались не раскрытыми до конца, оба превысили 43,5 узла, однако ввиду напряженной международной обстановки (они вступили в строй перед самым началом Второй мировой войны) испытания проводились по несколько сокращенной программе. А вот остальным единицам серии совсем не повезло: сначала сроки их закладки отодвигались, а затем Франции вообще стало уже не до постройки новых боевых кораблей.
Эволюция класса обычных эсминцев во французском флоте оказалась более продолжительной и не столь прямой. Опять-таки старт был дан в 1920 году в виде проекта относительно скромного корабля водоизмещением в 1350 т с четырьмя 100-миллиметровками. Но к моменту закладки во второй половине 1923 года калибр орудий решили увеличить до 130 мм, а массу снаряда - до 32 кг. В результате корабли типа <Бурраск> стали наиболее тяжело вооруженными эскадренными миноносцами своего времени. Но на этом их достоинства исчерпывались. По ходовым качествам они уступали практически всем своим соперникам: скорости в 33 узла им удалось достичь только на испытаниях, а в реальных условиях эксплуатации они могли развивать не более тридцати. В течение трех лет - с 1927 по 1930 год - в состав флота вошло 26 единиц, отличавшихся друг от друга только типом паровых турбин.
Затем в создании эскадренных миноносцев наступил небольшой антракт - кораблестроители сосредоточили все усилия на лидерах. Только необходимость в судах сопровождения для быстроходных линкоров типа <Дюнкерк> и современных крейсеров заставила конструкторов вновь обратиться к разработке традиционных эсминцев. Опыт постройки быстроходных и сильных <эглей> и <фантасков> не прошел даром. Проект <Ле Арди> предусматривал мощное вооружение из шести 130-мм орудий в легких башенных установках, развивавших скорострельность до 15 выстрелов в минуту и имевших возможность (правда, ограниченную) вести зенитный огонь. Три торпедных аппарата располагались как в диаметральной плоскости (один трехтрубный), так и по бортам (два спаренных) - решение, вообще характерное для торпедных кораблей Франции межвоенного периода.
Новички обещали быть завидными скороходами, хотя, как и в случае с <Могадором>, их точные характеристики так и не удалось определить. Частичные ходовые испытания прошли только два головных корабля, причем в тяжелых условиях начала крушения англо-французского фронта. Но и предварительные итоги показали, что скорость в 40 узлов для них не станет пределом.
Капитуляция Франции в 1940 году поставила ее флот в крайне тяжелое положение. Бывшие союзники, англичане, опасались возможности захвата прекрасных кораблей немцами; немцы и итальянцы, конечно же, в самом деле желали прибрать флот побежденной страны к рукам, а сами французы хотели лишь благополучно пережить смутное время, сохранив свою боевую технику. Большая часть лидеров и эсминцев осталась в распоряжении марионеточного правительства Виши. Матчасть быстро приходила в негодность: для приведения боевых судов в порядок и учений не хватало ни средств, ни топлива, ни запчастей. В первой же стычке с одиночным британским эсминцем около Гибралтара два новейших корабля типа <Ле Арди> опозорились. Один из них, <Эпе>, выпустил всего полтора десятка снарядов - и из строя вышли все шесть его орудий! Другой, <Флёре>, вообще не смог начать стрельбу. Если бы в этом случае англичане проявили к своим недавним друзьям меньше снисходительности, французам пришлось бы совсем плохо, и вряд ли им удалось ретироваться.
Впрочем, <благосклонность> англосаксов к бывшим союзникам быстро прошла: в сентябре 1940 года тяжелый крейсер <Австралия> превратил в груду обломков великолепный лидер <Одосье> недалеко от Дакара, а при высадке англо-американского десанта в Северной Африке после отчаянных, но безрезультатных атак пришлось выброситься на берег четырем французским <2400-тонникам>. Однако настоящее бедствие случилось 2 ноября 1942 года, когда германские войска вторглись на еще неоккупированную территорию Франции и захватили главную базу вишистских ВМС - Тулон. Подавляющее большинство лидеров и эсминцев было подорвано собственными командами и погибло от взрывов и пожаров. Больше повезло отдельным кораблям, волей случая оказавшимся на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Почти все они благополучно пережили войну и стали важной составной частью послевоенных ВМС Франции, но, увы, число их было невелико: только пять лидеров из 32 и ни одного нового эсминца.
В общем, французский флот, построенный между двумя мировыми войнами, можно назвать флотом нереализованных возможностей. Это утверждение особенно справедливо для торпедных сил. Оригинальные проекты и тактические задумки проверить в боевых условиях не удалось. Напротив, отчетливо выявились лишь отрицательные черты лидеров и эсминцев - недостаточность зенитного и противолодочного вооружения. Корабли жестоко страдали от атак авиации, особенно от немецких пикирующих бомбардировщиков, а вот им самим не удалось потопить ни одного сколь-нибудь крупного надводного боевого корабля. Раннее поражение страны в войне и тулонская трагедия надолго отбросили назад один из наиболее интересных в техническом отношении военных флотов мира.

Лидер <Ле Фантаск>, Франция, 1935 г. Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2600 т, полное 3420 т. Длина наибольшая 132,42 м, ширина 12,25 м, осадка 5,0 м. Мощность двухвальной турбинной установки 74000 л.с., скорость проектная 37 узлов. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, три трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1935-1936 годах построено шесть единиц: <Ле Фантаск>, <Л'0досье>, <Л'Эндомтабль>, <Ле Малэн>, <Ле Террибль> и <Ле Триомфан>. <Эндомтабль> затоплен в Тулоне, <Одосье> выбросился на берег в сентябре 1940 г., затем отбуксирован в Бизерту, где погиб от воздушных атак союзников. Оставшиеся на стороне <Свободной Франции> <Фантаск>, <Малэн> и <Террибль> модернизированы в 1943 г. в США и служили до 1957-1964 годов. Немодернизированный <Триомфан> исключен из списков в 1954 г.

Эскадренный миноносец <Бурраск>, Франция, 1926 г. Строился фирмой <Ателье э Шантье де Франс> в Дюнкерке. Водоизмещение стандартное 1300 т, полное 2000 т. Длина наибольшая 105,77 м, ширина 9,64 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной турбинной установки 33000 л.с., скорость проектная 33 узла. Вооружение: четыре 130-мм орудия, два 37-мм зенитных автомата, два 13,2-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926-1928 годах построено 12 единиц: <Бурраск>, <Циклон>, <Мистраль>, <Ораж>, <Ураган>, <Симун>, <Сирокко>, <Темпет>, <Торнад>, <Трамонтан>, <Тромб> и <Тифон>.

Лидер <Ягуар>, Франция, 1926 г. Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2130 т, полное 3070 т. Длина наибольшая 119,7 м, ширина 11,2 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50000 л.с., скорость проектная 35 узлов. Вооружение: пять 130-мм и два 76-мм зенитных орудия, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926-1927 годах построено шесть единиц: <Шакал>, <Ягуар>, <Леопард>, <Линкс>, <Пантер> и <Тигр>.

Лидер <Кассар>, Франция, 1933 г. Строился фирмой <Ателье э Шантье де Бретань> в Нанте. Водоизмещение стандартное 2440 т, полное 3170 т. Длина наибольшая 129,3 м, ширина 11,84 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 64000 л.с., скорость проектная 36 узлов. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, четыре 13,2-мм пулемета, один трехтрубный и два двухтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1932-1934 годах построено шесть единиц: <Кассар>, <Шевалье Поль>, <Керсэн>, <Майе Брезе>, <Тартю> и <Воклен>. <Майе Брезе> погиб от взрыва собственной торпеды в 1940 г., <Шевалье Поль> потоплен британскими торпедоносцами в 1941 г., остальные затоплены командами в Тулоне.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz