МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

МЛАДШИЕ БРАТЬЯ ЭСМИНЦЕВ

С.БАЛАКИН

Создатели эсминцев первого поколения - дестройеров, или, по отечественной классификации, истребителей - исходили из того, что главным предназначением новых кораблей будет борьба с миноносцами. Однако последующий боевой опыт скорее опроверг, чем подтвердил этот постулат. Несколько стычек под Порт-Артуром стали, пожалуй, единственным примером, когда истребители использовались по своему прямому назначению, отражая атаки торпедных <москитов>. В остальном же эсминцы показали себя куда более универсальными кораблями. Причем с <обязанностями>, которые традиционно отводились малым миноносцам, они справлялись гораздо успешнее. Следовательно, с появлением дестройеров постройка стандартных <торпедоботов> просто теряла смысл. Таким образом, первые эсминцы стали еще и истребителями в ином смысле этого слова: они <истребили> целый класс кораблей - миноносцев.
Весьма показателен в этом отношении опыт <владычицы морей> - Великобритании. В последнем десятилетии XIX века англичане параллельно со строительством дестройеров продолжали заказывать небольшие серии <торпедоботов> меньшего размера. В 1892-1894 годах Королевский флот получил десять <140-футовых> миноносцев № 88-97, представлявших собой модификацию <колониального> корабля <Балучи> (см. <Моделист-конструктор> № 6 за 1998 г.). Их водоизмещение составляло 105-140 т, скорость - 23 узла, вооружение включало в себя три 457-мм торпедных аппарата и столько же 37-мм пушек.
После шестилетнего перерыва последовал новый заказ. В 1900-1905 годах со стапелей фирм <Торникрофт> и <Уайт> сошли на воду тринадцать <160-футовиков> (№ 98, 99, 107-117). Собственно говоря, они отличались от предшественников лишь увеличенными размерами (водоизмещение 200-219 т) и скоростью хода (25 узлов). Вооружение миноносцев осталось прежним, но вместо штевневого носового торпедного аппарата на них установили третий палубный. По компоновке и силуэту <160-футовые> корабли очень напоминали <ярроуский> <Випер>, построенный ранее по заказу Австро-Венгрии.
Зато следующая (и последняя) серия британских миноносцев выглядела куда более оригинально. Появилась она с легкой руки адмирала Дж. Фишера, занявшего в 1904 году пост Первого морского лорда. Неутомимый Джекки быстро понял, что его любимчики - супердестройеры типа <Трайбл> - получаются слишком дорогими и капризными в эксплуатации и потому не могут строиться в массовом количестве. Тогда в качестве дополнения к ним решили заказать целую флотилию более дешевых <прибрежных> эсминцев типа <Крикет> (<Сверчок>). Всего в 1906-1909 годах было построено 36 таких кораблей. Конструктивно, да и внешне, они повторяли своих <160-футовых> предшественников, однако отличались принципиально новой энергетикой. Паровые машины уступили место турбинам, угольные котлы - нефтяным. Подверглось усовершенствованию и вооружение: малокалиберные пушки заменили двумя более мощными трехдюймовками, а торпедные аппараты теперь располагались строго в диаметральной плоскости и имели возможность стрелять на оба борта.
По замыслу <прибрежные> эсминцы должны были действовать на небольшом удалении от баз, но выполнять те же функции, что и эсминцы обычные. Увы, это оказалось им не по силам. Чрезмерно облегченные <крикеты> обладали всем <букетом> недостатков, свойственных малым торпедным кораблям: неудовлетворительной мореходностью, слабостью конструкции корпуса, резким падением максимальной скорости хода при мало-мальски значительном волнении моря. Поэтому вскоре после вступления в строй их переклассифицировали в обычные миноносцы и одновременно заменили названия номерами <ТВ-1>-<ТВ-36>. Больше подобных кораблей англичане не строили, отдав предпочтение полноценным эсминцам.
Примеру <владычицы морей> последовало большинство ведущих морских держав мира. Германия, США, Франция, Россия и Япония прекратили постройку миноносцев и сделали ставку на дестройеры. Из других стран-обладательниц более-менее солидных военных флотов традиционные <торпедоботы> продолжали заказывать лишь Италия и Австро-Венгрия. Впрочем, их позиция вполне понятна: потенциальный театр военных действий - Адриатическое море - представлял собой идеальную акваторию для использования малых торпедных кораблей.
После постройки первых собственных миноносцев <Кондоре> и <Пелликано> (см. <Моделист-конструктор> № 2 за 1999 г.) командование итальянского флота выдержало четырехлетнюю паузу: адмиралы, не очень довольные результатами испытаний торпедных судов национальной постройки, приглядывались к развитию кораблей данного класса за рубежом и не торопились выдавать очередные заказы собственным верфям. Наконец, в начале 1904 года штаб Реджа Марины сформулировал техническое задание для проектирования миноносцев новой серии. <Торпедоботы> (или, по-итальянски, <торпединьере>) при водоизмещении в 200 т должны были иметь улучшенную мореходность, нести вооружение из трех палубных 450-мм торпедных аппаратов и развивать 25-узловую скорость в реальных боевых условиях. К конкурсу на лучший проект такого корабля решили допустить и иностранцев. Техническая комиссия рассмотрела представленные чертежи и признала лучшими разработки английской фирмы <Торникрофт> и немецкой <Шихау> - ведущих мировых производителей судов-носителей торпедного оружия.
Шесть <шихаусских> миноносцев типа <Сирио> строились в Германии по специальному проекту. В целом они оказались весьма удачными. Отличительная черта их конструкции - невысокий полубак, заметно улучшавший мореходность. В дальнейшем <Сирио> стал одним из прототипов немецких миноносцев семейства <А>, о которых мы расскажем несколько позже.
Британский проект представлял собой слегка модифицированный вариант <160-футового> миноносца № 109. От размещения заказа в Англии итальянцы отказались, отдав предпочтение собственным верфям <Паттисон> и <Одеро>; у фирмы <Торникрофт> приобрели только чертежи. Головной <Пегасо> вступил в строй в 1906 году, а вся серия из 18 единиц была сдана флоту в течение четырех лет. Миноносцы этого типа активно участвовали в боевых действиях во время Первой мировой войны и заслужили высокую оценку плававших на них моряков.
На базе <Пегасо> фирма <Одеро> разработала <торпединьере> <Орионе>, отличавшийся от прототипа немного увеличенными размерениями, формой корпуса и паровыми котлами типа <Блехинден>. Четыре таких корабля вошли в строй в 1907 году. Увы, внесенные итальянцами изменения не пошли на пользу: миноносцы оказались менее мореходными, а их котлы - капризными и ненадежными. Через несколько лет эксплуатации ни один из четырех судов типа <Орионе> не мог развить ход более 20 узлов.
Но неудача с <Орионе> меркнет по сравнению с полным фиаско, которое потерпел следующий проект. В 1906 году конструкторское бюро государственной военно-морской верфи в Специи предложило построить серию миноносцев с использованием устаревших, но еще исправных механизмов и вооружения <шихаусских> кораблей постройки 1880-х годов, выводившихся из состава флота. Подразумевалось, что из двух старых миноносцев удастся сделать один новый, более крупный, вмещающий <начинку> своих предшественников. Командование флота купилось на кажущуюся дешевизну этого предложения и заказало корабль <Габбиано>, который в случае успешных испытаний должен был стать головным в крупной серии миноносцев.
Нетрудно догадаться, что из данной затеи ничего не вышло: <Габбиано>, оснащенный машинами со списанных миноносцев 110S и 111S (построенных еще в 1888 году!), оказался тихоходным, неэкономичным и ненадежным, а его вооружение вообще не выдерживало никакой критики. Старые 356-мм торпеды по своим возможностям настолько отстали от современного уровня, что использовать их в бою было просто бессмысленно. Разумеется, от дальнейшей такой утилизации первого поколения миноносцев отказались, и <Чайка> (так переводится итальянское слово Gabbiano) осталась в единственном числе.
Период поисков и экспериментов в области малых торпедных кораблей на Апеннинах завершился к 1909 году, когда фирма <Паттисон> предложила проект миноносца (впоследствии ему присвоили обозначение 1PN), полностью удовлетворившего адмиралов Реджа Марины. Этот небольшой кораблик по боевым возможностям уступал <Пегасо> и <Сирио>, но оптимально отвечал критерию <стоимость - эффективность>. Миноносцы этого типа строились несколькими сериями с 1910 по 1918 год; всего в строй вошла 71 единица, еще восемь, находившихся на стапелях к моменту окончания Первой мировой войны, остались недостроенными.
Главными особенностями конструкции кораблей типа 1PN стали нефтяные котлы и довольно мощные паровые машины, позволявшие развивать неплохую скорость хода - 27 узлов. Четыре миноносца серии - 31AS, 32AS, 740LT и 750LT - в порядке эксперимента оснастили паровыми турбинами мощностью по 3500 л.с., но из-за высокой стоимости механизмов при их недостаточной надежности широкого распространения этот почин не нашел. Также экспериментальным остался и миноносец 39RM, на котором была смонтирована комбинированная трехвальная энергетическая установка мощностью 2700 л.с., состоявшая из двух паровых машин и одной турбины.
Размеры номерных миноносцев последнего поколения от серии к серии увеличивались. Так, полное водоизмещение кораблей, начиная с 40PN, перевалило за 155 т, a последних (740LT и 750LT) достигло 195 т. Усиливалось и артиллерийское вооружение: с 1915 года на всех миноносцах устанавливали по одной, а затем и по две 76-мм пушки. Кроме того, в кормовой части появились рельсы для приема 8-10 мин заграждения.
Миноносцы семейства 1PN интенсивно использовались в боевых действиях на Адриатике; три из них погибли в 1915-1918 годах. Несмотря на внешне скромные характеристики, они оказались очень полезными и весьма универсальными кораблями. Примечательно, что итальянцы называют их лучшими своими миноносцами периода Первой мировой войны.

Миноносец , Англия, 1907 г. Один из серии <прибрежных> эсминцев типа <Крикет>; строился фирмой <Денни>. Водоизмещение нормальное 259 т. Длина наибольшая 54,9 м, ширина 5,5 м, осадка средняя 1,61 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 4000 л.с., скорость 26 узлов. Вооружение: две 76-мм пушки, три 457-мм торпедных аппарата. Всего в 1906-1909 годах построено 36 несколько различающихся между собой кораблей -.

Миноносец № 109, Англия, 1902 г. Один из серии <160-футовых> миноносцев; строился фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 180 т, полное 200 т. Длина наибольшая 50,6 м, ширина 5,2 м, осадка средняя 1,68 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3050 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: три 47-мм пушки, три 457-мм торпедных аппарата. Всего в 1900-1905 годах построено 13 несколько различающихся между собой кораблей № 98, 99, 107-117.

Миноносец <Сирио>, Италия, 1906 г. Строился в Германии фирмой <Шихау>. Водоизмещение полное 207 т. Длина наибольшая 51,4 м, ширина 6 м, осадка средняя 1,7 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата. Всего построено шесть кораблей: <Сирио>, <Саджиттарио>, <Спика>, <Скорпионе>, <Серпенте>, <Саффо>.

Миноносец <Пегасо>, Италия, 1906 г. Строился в Италии фирмой <Паттисон>. Водоизмещение полное 200 т. Длина наибольшая 50,4 м, ширина 5,3 м, осадка средняя 1,7 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1906-1909 годах построено 18 несколько различающихся между собой кораблей.

Миноносец <Орионе>, Италия, 1907 г. Строился в Италии фирмой <Одеро>. Водоизмещение полное 221 т. Длина наибольшая 52,6 м, ширина 6 м, осадка средняя 1,5 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата. Всего построено четыре корабля: <Орионе>, <Орса>, <Олимпия>, <Орфео>.

Миноносец <Габбиано>, Италия, 1907 г. Строился в Италии на верфи в Специи. Водоизмещение полное 174 т. Длина наибольшая 49,6 м, ширина 5,9 м, осадка средняя 1,5 м. Мощность двухзальной паросиловой установки 2200 л.с., скорость 22 узла. Вооружение: две 47-мм пушки, три 356-мм торпедных аппарата. Построена одна единица.

Миноносец 1PN, Италия, 1911 г. Строился в Италии фирмой <Паттисон>. Водоизмещение нормальное 120 т, полное 140 т. Длина наибольшая 42,5 м, ширина 4,6 м, осадка средняя 1,47 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3200 л.с., скорость 27 узлов. Вооружение: одна 57-мм пушка, два 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1911-1913 годах построено 38 кораблей; в 1915-1918 годах - еще 33 по усовершенствованным проектам.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz