МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ СТРАН

В.КОФМАН

Первое десятилетие XX века ознаменовалось бурным развитием военного кораблестроения. Число боевых судов, ежегодно вводимых в строй такими морскими гигантами, как Англия, Германия, Франция, Япония, США и Россия, исчислялось десятками. Неудивительно, что страны <второго эшелона> также прилагали всяческие усилия, чтобы соответствовать уровню вооружения нового столетия. Редкое государство, причислявшее себя к морским державам, не заказывало (или хотя бы не планировало заказать) пару дредноутов. Своими суперкораблями обзавелись (или готовились обзавестись) Аргентина и Бразилия, Испания и Чили, Греция, Турция, Нидерланды. Однако наличие в составе флота одного-двух линейных кораблей, пусть даже из числа самых сильных в мире, не означало создания полноценных военно-морских сил: не меньшее значение имело обеспечение линкоров надлежащими легкими судами, в частности, эскадренными миноносцами. Для взаимодействия с дредноутами распространенные в малых странах миноносцы небольшого тоннажа вообще не годились: им не хватало ни скорости, ни мореходности, ни дальности плавания.
Из числа самых крупных стран Латинской Америки первыми взялись за обновление своих торпедных сил Чили и Бразилия. Заказанные чилийцами в 1911 году в Англии шесть эсминцев типа <Альмиранте Линч> для своего времени стали крупнейшими в мире в своем классе после уникального британского <Свифта>. И водоизмещение (1830 т в полном грузу), и вооружение (шесть 102-мм орудий и четыре 457-мм торпедных аппарата), и 31-узловая скорость делали их опасным противником для любого эсминца. Однако лишь два <адмирала> - <Линч> и <Конделл> - успели пополнить чилийский флот до начала Первой мировой войны. Судьба остальных нам уже известна (см. <Моделист-конструктор> № 9 за 2000 г.): конфискованные англичанами, они приняли активное участие в боевых действиях в составе Гранд Флита. После войны оставшиеся в строю <Бота>, <Броук> и <Фолкнор> были тщательно отремонтированы, модернизированы и возвращены их первоначальным владельцам. На лидерах поменяли не только вооружение (теперь оно состояло из двух 120-мм и двух 102-мм орудий плюс четыре 533-мм торпедных аппарата), но и изначальные названия: <Ребольедо> стал <Вильямсом>, <Гони> - <Урибе>, а <Симпсон> - <Риверосом>. Бывшие <англичане> оказались порядком изношенными: все они пошли на слом в 1933 году, тогда как <Линч> и <Конделл> прослужили на 12-13 лет дольше.
Если в Чили пытались решить проблему создания современных торпедных сил качеством, то бразильцы сделали ставку на количество. Приступив к обновлению флота на четыре года раньше, они остановились на надежных и неприхотливых английских <риверах>. Десять кораблей серии <Пара> имели паровые машины, размеры и вооружение своих прототипов, но могли достаточно легко развивать 27 узлов. Бразильские эсминцы, как и их британские сородичи, отличались хорошими мореходными и маневренными качествами. В большинстве своем они находились в составе флота до конца Второй мировой войны, когда их стали заменять на щедрые американские подарки.
Третий претендент на морское господство в южной части Западного полушария - Аргентина - планировала не отстать от соперников. Ее заказ европейским верфям составлял 12 единиц, промежуточных по мощи между кораблями Чили и Бразилии и, пожалуй, наиболее сбалансированных. Четыре 102-мм орудия дополнялись таким же числом 533-мм торпедных аппаратов, что дало бы 48 пушек против 36 чилийских и только 20 бразильских. Столь же утешительно выглядела бы картина и по торпедному вооружению (48 аппаратов против 24 и 40 соответственно). Но это - лишь теоретически. Забегая вперед, заметим, что амбициозным планам не суждено было сбыться - помешала мировая война.
Чтобы <не складывать яйца в одну корзину>, Аргентина заказала по четыре эсминца Англии, Франции и Германии. Принцип сработал, но лишь частично: свои обязательства выполнила только Германия. Четыре корабля (по два постройки фирм <Крупп> и <Шихау>) прибыли в Буэнос-Айрес летом 1912 года. Следует отметить, что знаменитая оружейная фирма оказалась неважным строителем судов. Имея одинаковое вооружение и оборудование, крупповские <Катамарка> и <Жужуи> уступали по скорости <Кордобе> и <Ла-Плате>, построенным фирмой <Шихау>, как минимум, на семь узлов.
Но, по крайней мере, все <немцы> оказались в руках заказчика. Не законченные к августу 1914 года <французы> тут же были реквизированы и вошли в состав французского флота под названиями <Авантюрье>, <Темерэр>, <Опиньятр> и <Интрепид>. Поскольку предполагалось вооружить их 102-мм орудиями американской модели (принятой в аргентинском флоте), новым хозяевам пришлось срочно импровизировать с артиллерией.
Французы поступили весьма оригинально: испытывая острый недостаток в новых морских пушках и желая как можно быстрее ввести в строй дефицитные для их флота эскадренные миноносцы, они снабдили их 100-мм стволами модели почти двадцатилетней давности. Уже в конце 1914 года артиллерию пришлось менять, но замена оказалась еще более старой - один из кораблей получил 100-миллиметровки с древнего броненосца <Девастасьон>, установленные на нем в ходе последней модернизации еще в 90-х годах XIX века! Неприятности с чужим добром на этом не закончились. После интенсивного использования потекли котлы, и в 1917 году их пришлось заменить на изготовленные для <замороженных> супердредноутов типа <Норманди>. Число труб увеличилось до четырех, но ходовые качества несмотря на ремонт остались отвратительными: в конце войны несостоявшиеся <аргентинцы> не могли развивать более 22 узлов. Уже в 20-е годы котлы заменили вновь, на этот раз сняв их с трофейных германских эсминцев. Число труб уменьшилось до двух, а вот скорость несколько возросла (до 25-26 узлов). Окончательно устаревшие корабли в 1926 году перестроили в быстроходные тральщики, а в конце 30-х их сдали на слом.
Еще необычнее сложились судьбы четверки эскадренных миноносцев, строившихся в Англии. В самом конце 1912 года из-за финансовых затруднений Аргентина уступила их Греции, надеясь впоследствии заказать новые корабли. В греческом флоте эсминцы получили новые имена: <Аэтос>, <Иеракс>, <Пантер> и <Леон>. В декабре 1916-го союзный десант занял Афины, окончательно лишив Тройственный союз надежды на привлечение Греции на свою сторону. Французы тут же прибрали к рукам столь необходимые им эсминцы и использовали их до конца войны. После ее завершения англичанам пришлось основательно приводить изношенные корабли в порядок. Из-за замены котлов они приобрели совершенно новый силуэт: вместо пяти дымовых труб на каждом осталось только по две. Обновленные <аэтосы> прослужили до следующей мировой войны. <Леон> погиб от германских бомб в мае 1941 года в бухте Суда на Крите. Остальные присоединились к британскому флоту, с которым прошли оставшиеся четыре года боевых действий.
Так мировая война и финансовые затруднения сильно потрепали программы обновления торпедных сил латиноамериканцов.
Европейским малым морским державам повезло больше. Испания решила построить три эскадренных миноносца еще в 1908 году. Выбор типа пал все на тот же британский <Ривер>, а заказ достался верфи в Картахене. На испанских верфях корабли строились невыносимо долго: 8-10 лет для крейсера и 4-5 лет для эсминца считалось нормой. Вступившие в строй в 1914-1915 годах <Бустаманте>, <Кардарсо> и <Вильямиль> представляли собой уже, скорее, пародию на современный торпедный корабль. При водоизмещении 530 т они несли только по пять 57-мм орудий и четыре торпедных аппарата, причем на <Кардарсо> их калибр - 381 мм - соответствовал разве что концу прошлого века. Неудивительно, что испанцы в 20-е годы предприняли все меры, чтобы избавиться от собственных детищ, продав хотя бы за символическую цену. Но потенциальный покупатель (Мексика) не мог выложить даже скромную сумму, и в 1930-1932 годах неудачники пошли на слом.
На фоне испанцев кораблестроительную программу Португалии можно считать почти успешной. Португальцы также выбрали в качестве прототипа <Ривер>, но поступили более разумно, доверив англичанам изготовление практически всех частей корпуса, механизмов и устройств. Накануне войны комплекты на три корабля прибыли в Лиссабон, где в течение двух лет из них были собраны <Дору>, <Гуадиана> и <Вога>. Еще один набор деталей задержался в Англии до конца войны, и поэтому четвертая единица серии, <Тамега>, вошла в строй лишь в 1923 году. Этот эсминец дослужил до 1945 года, тогда как его систершипы завершили свою карьеру 10-14 годами раньше. В принципе, к моменту вступления в строй все они также безнадежно устарели и тем не менее превосходили <испанцев> в артиллерии (одно 102-мм и два 76-мм орудия).
Английскую четверку торпедных сил Португалии дополнял еще один сверхоригинальный корабль. Минный крейсер <Тежу>, построенный в Лиссабоне в самом начале века, в 1910 году потерпел кораблекрушение. Снятый со скал, он был полностью перестроен, оборудован современными котлами и получил вооружение из одного 102-мм, одного 76-мм и двух малокалиберных пушек, а также двух 356-мм торпедных аппаратов. Введенный в строй в 1917. году, <Тежу> стал настоящим памятником изобретательности португальских военных моряков, которые не могли бы получить деньги на строительство нового корабля, но выбили их на <ремонт> пострадавшего в аварии. Для этого требовалось одно условие: не уточнять, что от прежнего судна осталось, по сути дела, только одно название.
Итак, страны Пиренейского полуострова выработали свой стандарт эскадренного миноносца, близкий к английским <риверам>. Интересно, что примерно такой же тип выбрали и государства северной Европы. Шведы после завершения постройки эсминцев первого поколения (см. <Моделист-конструктор> № 8 за 1999 г.) взялись за создание более современного корабля в годы Первой мировой войны. Проект был разработан на базе эсминца <Хугин>. В 1918 году <Врангель> и <Вахтмейстер> вступили в строй. По сравнению с прототипом они получили корпуса с полубаком и спаренные торпедные аппараты вместо одиночных. Скорость увеличилась до 34 узлов, но при этом конструкторам удалось даже немного уменьшить их водоизмещение. Однако в остальном устоявшийся тип малого эсминца к этому времени уже полностью себя исчерпал. Неудивительно, что еще два заказанных корабля - <Эреншильд> и <Норденшильд> - так и не построили.
Английские корни прослеживаются и в проекте единственной серии эскадренных миноносцев Норвегии. После распада в 1905 году основанного на общности монархической власти конфедеративного шведско-норвежского союза новое государство первым делом приступило к постройке трех довольно крупных (580 т) эсминцев на верфи в Хортене - военно-морской базы неподалеку от столицы Христианин (ныне - Осло). Из-за ограниченности ресурсов работы шли довольно медленно, и корабли вступали в строй с промежутком в два-три года. Достроенные первыми <Драуг> и <Тролль> (580 т) имели паровые машины, а последний, <Гарм> (600 т) - турбинную установку. Все несли по шесть 76-мм орудий, три 457-мм торпедных аппарата и имели относительно небольшую скорость 26-27 узлов.
<Гарм> потопили немцы в апреле 1940 года в ходе операции <Везерюбунг> (вторжения в Норвегию и Данию), а остальные были сданы на слом сразу после окончания Второй мировой войны.
Серию похожих эсминцев построила и Голландия, также планировавшая значительное усиление своих ВМС перед Первой мировой войной. Относительно поздний срок постройки (1909-1913 годы) позволил сразу выбрать в качестве механической установки турбины, и на испытаниях корабли типа <Фрет> легко достигали проектных 30 узлов. Интересным отличием голландских кораблей стали полуавтоматические трехдюймовки, на практике дававшие свыше 20 выстрелов в минуту. Эти в целом неплохие корабли прослужили на удивление недолго, в среднем менее 15 лет. Причиной тому - прежде всего, их небольшие размеры. Наступали новые времена, и требования к эскадренным миноносцам становились совершенно иными.

Эскадренный миноносец "Фрет", Голландия, 1911 г. Строился в Голландии фирмой "Де-Схелде". Водоизмещение нормальное 510 т. Длина наибольшая 70,4 м; ширина 6,6 м; осадка 2,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 8500 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: четыре 76-мм орудия и два 457-мм торпедных аппарата. В 1911-1914 гг. построено восемь единиц: <Фрет>, <Вольф>, <Бупхаунд>, <Джакапс>, <Линкс>, <Хермелин>, <Пантер> и <Вое>. Исключены из списков в 1922-1928 гг., кроме <Пантер>, который был переоборудован в посыльное судно и прослужил до 1934 г.

Эскадренный миноносец "Аэтос", Греция, 1912 г. Строился в Англии фирмой "Кэммеп Лэйрд". Водоизмещение нормальное 980 т, полное 1175 т. Длина наибольшая 87,1 м; ширина 8,4 м; осадка 3,2 м. Мощность двухвальной турбинной установки 22000 л.с., скорость 32,5 узла. Вооружение: четыре 102-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата. В 1911-1912 годах построено четыре единицы: <Аэтос>, <Иеракс>, <Пантер> и <Леон>. Последний погиб в 1941 г., остальные исключены из списков флота в 1946 г.

Эскадренный миноносец "Катамарка", Аргентина, 1912 г. Строился в Германии фирмой "Крупп". Водоизмещение нормальное 995 т, полное 1350 т. Длина наибольшая 88,1 м; ширина 8,2 м; осадка 5,2 м. Мощность двухвальной турбинной установки 25000-28000 л.с., скорость 30-35 узлов. Вооружение: четыре 102-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата. В 1911-1912 годах построено четыре единицы: <Катамарка>, <Жужуй>, <Ла-Плата> и <Кордоба>. Исключены из списков флота и сданы на слом в 1957-1959 годах.

Эскадренный миноносец "Бустаманте", Испания, 1914 г. Строился в Испании на верфи в Картахене. Водоизмещение нормальное 530 т. Длина наибольшая 67,5 м; ширина 6,7 м; осадка 1,9 м. Мощность трехвальной турбинной установки 6250 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: пять 57-мм орудий и четыре 457-мм (<Кардарсо> 381-мм) торпедных аппарата. В 1913-1914 годах построено три единицы: <Бустаманте>, <Кардарсо> и <Вильямиль>. Исключены из списков флота в 1930-1932 годах.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz