МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
"ДОБРОВОЛЬЦЫ"
С.БАЛАКИН
Внезапное нападение японского флота на порт-артурскую эскадру вызвало всплеск патриотических настроений на территории всей Российской империи. В первые же дни войны возникло стихийное движение по сбору денежных средств для немедленной помощи флоту. Только в Санкт-Петербурге населением за неделю было сдано четверть миллиона рублей - сумма по тем временам весьма значительная. Правительство решило поощрить этот почин и одновременно придать ему официальный статус. Николай II подписал 6 февраля 1904 года указ об учреждении <Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования>, возглавить который поручалось великому князю Александру Михайловичу. Так было положено начало поистине уникальной акции, вошедшей в историю мирового кораблестроения. Еще бы - на добровольно сданные народные деньги удалось построить не один и не два корабля, а целый флот: 19 эсминцев и четыре подводные лодки!
Ставка на эскадренные миноносцы была отнюдь не случайной. С одной стороны, требовалось усилить флот на Дальнем Востоке в кратчайшие сроки, что исключало возможность создания крупных боевых единиц - таких, как крейсера или броненосцы. С другой - опыт первых же боев показал эффективность истребителей, способных успешно бороться с бронированными гигантами. Поэтому оптимальным выглядело решение об экстренном пополнении русского флота мореходными судами - носителями торпедного оружия. Их водоизмещение решили увеличить до 500 т, что должно было обеспечить гармоничное сочетание вооружения, скорости хода и мореходности. Правда, в сознании тогдашних адмиралов не укладывалось, что миноносец может быть столь крупным, и новые корабли отнесли к классу минных крейсеров.
Разработку чертежей <народных крейсеров>, или, как их еще называли, <добровольцев> поручили конструкторам германских фирм <Вулкан> и <Шихау> - немцы обещали выполнить заказ в кратчайшие сроки. В принципе, такое решение было вполне разумным: из всех русских истребителей, построенных по программе 1898 года, наилучшими оказались <шихаусские> корабли типа <Бесшумный> (<Дельфин>). Собственно, специалисты этой фирмы не мудрствовали лукаво: их проект нового минного крейсера представлял собой увеличенный эсминец <Бесшумный> с усиленным до <японского стандарта> артиллерийским вооружением (две 75-мм и шесть 57-мм пушек) и заменой 380-мм торпедных аппаратов на 450-мм. Скорость, по сравнению с прототипом, немного уменьшилась, зато улучшилась мореходность и увеличилась дальность плавания. Общая компоновка корабля осталась прежней, типичной для продукции фирмы <Шихау>: две паровые машины тройного расширения располагались в районе миделя между носовыми и кормовыми котельными отделениями. Корпус делился водонепроницаемыми поперечными переборками на 13 отсеков. Запас угля (150 т) хранился в бункерах вдоль бортов; это обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки. Силуэт минного крейсера стал более современным за счет того, что фок-мачту установили позади ходовой рубки, а саму рубку перенесли на полубак - в дальнейшем такое решение на долгие годы стало стандартным элементом архитектуры эскадренного миноносца.
Фирма <Вулкан> предложила свой вариант минного крейсера. Он обладал более привычной компоновкой энергетической установки (четыре паровых котла в двух отделениях; за ними - две четырехцилиндровые машины в одном отделении). Корпус судна был чуть длиннее и имел более острые обводы, но делился лишь на 10 водонепроницаемых отсеков. Полный запас угля составлял 130 т. Внешне <вулкановский> корабль отличался от своих собратьев-<добровольцев> трехтрубным силуэтом. Но наличие третьей дымовой трубы значительно сократило свободную площадь верхней палубы, на которой смогли разместить только два торпедных аппарата вместо трех. Но один из них впервые в нашем флоте сделали двухтрубным и таким образом обеспечили требуемое число торпед в бортовом залпе.
По международным нормам того времени, экспортные поставки оружия и военной техники воюющим странам категорически запрещались. Хотя в проектах минные крейсера для конспирации и были названы <паровыми яхтами>, их постройка на германских верфях грозила России серьезными дипломатическими осложнениями. Поэтому строительство корпусов решено было поручить отечественным верфям, а всю <начинку> - механизмы, оборудование и даже отдельные отливки и кованые детали - заказать в Германии. Уже в марте 1904 года состоялось заключение первых контрактов. По два корабля проекта <Шихау> должны были построить Сандвикский док в Гельсингфорсе и Путиловская верфь в Санкт-Петербурге, четыре <вулкановских> - рижский завод <Ланге и сын>. Предполагалось, что заказ удастся выполнить в рекордные сроки - к 1 января 1905 года (для Путиловской верфи - к 1 марта). Забегая вперед, заметим, что эти планы оказались нереальными, и до Цусимы в казну был принят лишь один <доброволец>.
Тем временем сбор средств Особым комитетом шел весьма успешно: за первый год поступило более 13 млн. руб. пожертвований. Кстати, названия строившимся кораблям решили присвоить в честь главных спонсоров. Так, головной минный крейсер Сандвикского дока получил наименование <Эмир Бухарский> - в честь правителя Бухарского ханства Абдулахада, пожертвовавшего самую большую сумму - 1 млн. руб. Треть миллиона рублей была получена от сената Финляндии, и второму из заложенных в Гельсингфорсе кораблей присвоили имя <Финн>. Примерно такую же сумму внесли кочевые туркмены Ставропольской губернии - и в русском флоте появился минный крейсер с необычным названием <Туркменец Ставропольский>. По этому же принципу подбирали имена и остальным кораблям - <Украйна>, <Москвитянин> (устаревшее слово <москвич>), <Казанец> и т.п.
Выгодные заказы на механизмы для <добровольцев>, полученные фирмами <Шихау> и <Вулкан>, не остались без внимания со стороны их конкурентов. Принадлежавшая фирме <Крупп> и имевшая хорошую репутацию верфь <Германия> из Киля также решила предложить свои услуги России, причем на самых выгодных условиях. Ее проект минного крейсера водоизмещением в 570 т в целом напоминал <Эмира Бухарского>, но отличался традиционным расположением энергетической установки (три паровых котла в трех отделениях, за ними - две паровые машины в двух отделениях), отсутствием таранного форштевня и наличием спонсонов для носовых 57-мм пушек. Морской технический комитет русского Морского министерства заинтересовался проектом - тем более, что стоимость нового корабля обещала быть ниже, чем предыдущих <добровольцев>. В сентябре 1904 года в обстановке строжайшей секретности состоялось заключение контракта с фирмой <Крупп>. Два минных крейсера, получившие названия <Всадник> и <Гайдамак>, должны были строиться в Германии за счет бюджетных средств Морского министерства. Еще два корабля - <Амурец> и <Уссуриец> - финансировались Особым комитетом; их предполагалось изготовить в виде отдельных секций и затем собрать на машино- и мостостроительном заводе в Гельсингфорсе.
Одновременно с заказом на корабли типа <Всадник> последовал дополнительный - еще на четыре <добровольца>, выданный фирме <Ланге и сын>. Новые <народные крейсера> в точности повторяли первую четверку минных крейсеров типа <Украйна>, отличаясь лишь тем, что оба торпедных аппарата на них стали однотрубными (конструкция двухтрубного оказалась не очень удачной). Их строительство также велось в тесном сотрудничестве с фирмой <Вулкан>. Предполагалось, что новые <добровольцы> удастся ввести в строй в апреле - июне 1905 года, на один - три месяца раньше, чем <крупповские> <всадники>.
Осенью 1904 года на счету Особого комитета оставались деньги, достаточные для заказа еще нескольких кораблей. К тому времени в Риге уже была спущена головная <Украйна> и стали очевидными ее недостатки: прежде всего, пониженная остойчивость, вызванная слишком большим отношением длины к ширине. Поэтому в проекте последней серии <добровольцев> конструкторам фирмы <Вулкан> поручили исправить допущенные промахи. За счет увеличения нормального водоизмещения до 615 т новые минные крейсера типа <Охотник> должны были обладать повышенной остойчивостью, большей дальностью плавания и лучшей мореходностью. Кроме того, все четыре паровые котла размещались в отдельных отсеках. Заказ на постройку четырех кораблей выдали в январе 1905 года. Корпуса <Охотника> и <Пограничника> строились на заводе Крейтона в финском городе Або, <Сибирского стрелка> и <Генерала Кондратенко> - в Сандвикском доке в Гельсингфорсе. Все механизмы и оборудование поставлялись из Германии фирмой <Вулкан>.
Ближайшими родственниками <добровольцев> были и четыре минных крейсера типа <Лейтенант Шестаков>, заказанные в июне 1905 года для Черноморского флота. Они строились в Николаеве за казенный счет и представляли собой несколько увеличенный вариант <Всадника> с усиленным артиллерийским вооружением. Любопытно, что уже в проекте у черноморских кораблей 57-мм пушки заменили на 75-мм, а в ходе постройки вместо кормовой трехдюймовки установили 120-мм орудие - столь крупная артиллерия на кораблях <торпедных> классов появилась впервые.
Принять участие в русско-японской войне <народные крейсера> не успели. Из всех заложенных кораблей в 1905 году в строй вошли всего четыре: <Украина> - в мае, <Войсковой>, <Туркменец Ставропольский> и <Эмир Бухарский> - в июне-августе. Последовавшие вскоре забастовки и события первой русской революции привели к тому, что большинство <добровольцев> было принято флотом в 1906-1907 годах, а черноморские - лишь в мае 1909-го. В сентябре 1907 года всех их перевели в новый, только что созданный класс эскадренных миноносцев, и в этом отношении они стали первыми <настоящими> эсминцами Российского флота.
Создание <добровольцев> стало важным этапом в истории отечественного кораблестроения. По своей концепции эти корабли во многом оказались аналогичны английским эсминцам типа <Ривер>, они ознаменовали собой отход от достижения рекордных скоростей в пользу повышения прочности, мореходности, дальности плавания. Весьма характерным стал и почти двухкратный (по сравнению с предшественниками-истребителями) рост водоизмещения - миноносец перестал быть <москитом> и превратился в полноценный корабль. В целом <добровольцы> оказались, несомненно, удачными боевыми единицами, настоящими <рабочими лошадками> флота - это подтверждает их долгая активная служба. Их основные недостатки удалось ликвидировать в ходе модернизаций. Так, остойчивость кораблей типа <Украйна> повысили за счет укладки в трюмах 35 т твердого балласта. А в 1909-1910 годах эсминцы избавились от своей старомодной артиллерии: вместо 75-мм и 57-мм пушек на всех балтийских <добровольцах> установили по два новейших 102-мм патронных орудия Обуховского завода с длиной ствола в 60 калибров.
В 1915-1916 годах на кораблях типа <Охотник> и <Украйна> появилась третья 102-мм пушка. Таким образом, в артиллерийском отношении они оказались сильнее своих более современных противников - кайзеровских эсминцев. С черноморских судов типа <Лейтенант Шестаков> впоследствии также демонтировали все 75-мм пушки в пользу установки второй 120-миллиметровки. Одновременно с них (как, впрочем, и с балтийских <всадников>) сняли бортовые спонсоны, которые были расположены слишком низко и на ходу при волнении сильно черпали воду.
В годы Первой мировой войны <добровольцы> активно использовались для постановки минных заграждений, а также участвовали в набеговых операциях, ходили в дозор, занимались конвойной службой. Три из них погибли: <Доброволец> и <Охотник> подорвались на минах, <Казанец> торпедировала немецкая подводная лодка. На Черном море от подрыва на мине затонул эсминец <Лейтенант Зацаренный>.
Сражались <добровольцы> и на фронтах гражданской войны. <Эмир Бухарский>, <Финн>, <Москвитянин>, <Украйна>, <Войсковой> и <Туркменец Ставропольский> в 1918-1919 годах были переведены на Каспий, где воевали с белогвардейцами и интервентами. В бою 22 мая 1919 года с английскими кораблями и авиацией погиб эсминец <Москвитянин>. Позже он был поднят белыми, но так и не восстановлен и вторично уничтожен ими при отступлении.
Многие из <добровольцев> служили в составе ВМС Советской России. Эсминец <Сладков> (бывший <Всадник>) находился в боевом строю морских сил Балтийского моря до конца 1926 года и был сдан на слом в 1929-м. <Железняков> (бывший <Амурец>), переклассифицированный в 1926 году в посыльное судно, закончил свою карьеру плавказармой в начале 50-х годов. Еще более удивительная судьба выпала <Сибирскому стрелку>. В 1926 году его передали Особому техническому бюро (Остехбюро) и переименовали в <Конструктор>. В течение долгих лет он использовался в качестве опытового судна, а с началом Великой Отечественной войны был вооружен и введен в состав Ладожской флотилии как сторожевой корабль. Во время авианалета 4 ноября 1941 года в <Конструктор> попала бомба с <юнкерса>, фактически разломившая корпус корабля на две части. Тем не менее, бывший <доброволец> удалось спасти: кормовую часть отбуксировали в Новую Ладогу, где в плавдоке к ней прикрепили заново изготовленную укороченную носовую секцию. В апреле 1943 года <Конструктор> вновь вошел в строй и принял участие в боевых действиях. После войны его опять превратили в опытовое судно, а затем - в паровой отопитель. Заслуженный корабль был сдан на слом только в 1957 году.
Но истинными долгожителями оказались переведенные на Каспий <добровольцы> типа <Украина>. Минные крейсера <Маркин> (бывший <Войсковой>), <Бакинский рабочий> (<Украина>) и <Альтфатер> (<Туркменец Ставропольский>) в 1926 году были переклассифицированы в канонерские лодки. После ряда модернизаций они служили в составе Каспийской флотилии до 1949 года, после чего их передали организациям ДОСААФ. На слом они были сданы лишь в конце 50-х - начале 60-х годов.
К моменту окончания русско-японской войны на добровольные пожертвования были построены или находились в постройке 18 минных крейсеров и четыре подводные лодки. Остававшиеся два с лишним миллиона рублей решили потратить на создание принципиально нового эсминца - с нефтяными котлами, паротурбинной энергетической установкой и проектной скоростью в 36 узлов. Так появился знаменитый <Новик> - последний корабль, построенный на народные деньги. Но разговор о нем - впереди.
Минный крейсер "Эмир Бухарский", Россия, 1905 г.
Строился в Гельсингфорсе по проекту фирмы <Шихау>. Водоизмещение проектное 500 т, фактическое 620 т. Длина наибольшая 72,5 м, ширина 8,2 м, осадка 2,4 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6500 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: две 75-мм и шесть 57-мм пушек, четыре пулемета, три торпедных аппарата. Всего построено четыре единицы: <Эмир Бухарский>, <Финн>, <Москвитянин> и <Доброволец>. Последний погиб в 1916 году в результате подрыва на мине, <Москвитянин> затонул в мае 1919 года после боя с английскими кораблями и атаки авиации на Каспии. <Эмир Бухарский> и <Финн> в 1919 году переименованы соответственно в <Яков Свердлов> и <Карл Либкнехт>; в 1925 году оба сданы на слом.
Минный крейсер "Украйна", Россия, 1905 г.
Строился в Риге По проекту фирмы <Вулкан>. Водоизмещение проектное 500 т, фактическое 630 т. Длина наибольшая 73,2 м. ширина 7,23 м, осадка 2,3 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6200 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: две 75-мм и четыре 57-мм пушки, четыре пулемета, три торпедных аппарата. Всего построено восемь единиц: <Украйна>, <Войсковой>, <Туркменец Ставропольский>, <Казанец>, <Стерегущий>, <Страшный>, <Донской казак> и <Забайкалец>.
Минный крейсер "Всадник", Россия, 1906 г.
Строился на верфи <Германия> в Киле. Водоизмещение проектное 570 т, фактическое 750 т. Длина наибольшая 71,8 м, ширина 7,4 м, осадка 2,5 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6400 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: как на <Эмире Бухарском>. Всего построено четыре единицы: <Всадник>, <Гайдамак>, <Амурец> и <Уссуриец>.
Минный крейсер "Охотник", Россия, 1906 г.
Строился на верфи Крейтона в Або по проекту фирмы <Вулкан>. Водоизмещение проектное 615 т, фактическое 740 т. Длина наибольшая 75,2 м, ширина 8,2 м, осадка 2,6 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 7300 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: как на <Эмире Бухарском>. Всего построено четыре единицы: <Охотник>, <Пограничник>, <Генерал Кондратенко> и <Сибирский стрелок>.
Эскадренный миноносец "Лейтенант Шестаков", Россия, 1909 г.
Строился в Николаеве по усовершенствованному проекту фирмы <Крупп>. Водоизмещение проектное 605 т, фактическое 780 т. Длина наибольшая 74,1 м, ширина 8,3 м, осадка 2,53 м. Мощность двухвапьной паросиловой установки 6500 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: одна 120-мм и пять 75-мм пушек, два пулемета, три торпедных аппарата. Всего построено четыре единицы: <Лейтенант Шестаков>, <Капитан Сакен>, <Капитан-лейтенант Баранов> и <Лейтенант Зацаренный>.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI