МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ЭСМИНЦЫ НА ЭКСПОРТ

С.БАЛАКИН

Появление первого поколения британских <дестройеров> сопровождалось шумной пропагандистской кампанией в прессе. Даже весьма далекие от морской тематики газеты и журналы регулярно знакомили своих читателей с новинками судостроения, причем эсминцам и их рекордным скоростям уделялось особое внимание. Английских кораблестроителей это вполне устраивало: дополнительная реклама их продукции позволяла рассчитывать на новые заказы. И не только от собственного Адмиралтейства, но и от морских ведомств других стран. А торговля оружием во все времена была делом выгодным.
Одним из первых государств, решивших пополнить свой флот новомодными кораблями, стала Аргентина. Напряженные отношения с Чили заставили правительство этой латиноамериканской республики всерьез взяться за усиление своего флота. Из Буэнос-Айреса на берега туманного Альбиона прибыла военная делегация, на которую большое впечатление произвели результаты испытаний построенного для России <истребителя> <Сокол>. Аргентинцы немедленно заказали четыре очень похожих корабля (типа <Корриентес>). Правда, они пожелали, чтобы на эсминцах был установлен третий торпедный аппарат, а борт в районе машинно-котельных отделений был защищен броней. Конструкторам фирмы <Ярроу> пришлось изрядно попотеть, чтобы выполнить все требования заказчика. Но они не ударили в грязь лицом, ухитрившись <впихнуть> в 240-тонное судно довольно мощное вооружение (одно 76-мм, три 57-мм орудия и три торпедных аппарата), броневой пояс толщиной от 13 до 20 мм и шесть паровых котлов! На испытаниях все четыре эсминца достигли приличной скорости в 26,5-27 узлов. Правда, за это пришлось заплатить чрезмерной теснотой внутренних помещений и предельным облегчением конструкции. Последнее сыграло свою отрицательную роль: в 1897 году один из кораблей типа <Корриентес> - <Санта-Фе> - наскочил на риф, и спасти его не удалось. По мнению специалистов, причиной гибели эсминца стала как раз слабость его корпуса.
Вполне естественно, что появление кораблей типа <Корриентес> вызвало незамедлительную реакцию у традиционного соперника и соседа Аргентины поту сторону Анд - Чили. К тому времени отношения этих двух стран из-за территориальных споров в южной части Патагонии накалились настолько, что война казалась неизбежной. В 1895 году чилийцы заказали у английской фирмы <Лэрд> четыре <30-узловых> эсминца - <Капитан Орелья>, <Капитан Муньес Гамеро>, <Тениенте Серрано> и <Гуардия-марина Рикуэльме>. Они должны были превосходить своих потенциальных аргентинских противников по всем параметрам - такое требование выдвигали заказчики. И английские судостроители опять-таки успешно справились с непростой задачей, лишний раз подтвердив правдивость тезиса о пользе честной конкуренции. Корабли типа <Капитан Орелья> стали если не эталоном, то, по крайней мере, незаурядным образцом, на целое десятилетие определившим боевые характеристики эскадренных миноносцев всего мира. При водоизмещении в 311 т чилийские <дестройеры> несли самое мощное для своего времени вооружение: одну 76-мм и пять 57-мм пушек (будущий стандарт японских <истребителей>), а также три торпедных аппарата. На испытаниях в 1896 году все они развили проектную скорость, показав на мерной миле ход в диапазоне от 30,09 до 30,42 узла. Внешне эсминцы отличались от своих многочисленных собратьев английской постройки необычным расположением четырех дымовых труб, широко расставленных по длине корпуса. В дальнейшем такой силуэт стал характерной чертой <лэрдовских> кораблей, например, английского <Экспресса> или русского <Боевого>.
Хотя <Капитан Орелья> явно превосходил <Корриентес>, в целом аргентинский флот рос быстрее и к началу XX века стал лидером на своем континенте. Желая хотя бы отчасти ликвидировать отставание, чилийцы в 1901 году заказали у той же фирмы <Лэрд> еще два эсминца - <Капитан О'Брайен> и <Капитан Мерино Харпа>. По конструкции они повторяли своих предшественников, отличаясь лишь чуть-чуть увеличенными размерениями (водоизмещение - 321 т) и отсутствием неподвижного носового торпедного аппарата. С вводом их в строй миноносные силы чилийских ВМС стали сильнее, чем всех остальных латиноамериканских стран вместе взятых. К счастью, применить их в бою так и не довелось. Конфликт между Аргентиной и Чили удалось уладить дипломатическим путем. Гонка морских вооружений в данном регионе временно прекратилась, и другие страны Южной Америки от приобретения <дестройеров> отказались. А чилийские и аргентинские суда мирно служили до середины 1920-х годов, после чего их сдали на слом.
Из европейских государств дольше всех <сопротивлялась> триумфальному шествию <истребителей> Австро-Венгрия. Что, впрочем, неудивительно: военно-морской штаб <двуединой> монархии логично предполагал, что для ограниченного театра военных действий (каковым является Адриатика) не требуется крупных носителей торпедного оружия и будет вполне достаточно обычных миноносцев водоизмещением в 100-130 т. Однако со временем взгляды австрийских адмиралов изменились. Хотя небольшие суда и обладали приемлемым радиусом действия, но их малые размеры не позволяли ни разместить на них мало-мальски приличное вооружение, ни втиснуть в них мощные машины для обеспечения удовлетворительной скорости. А опыт русско-японской войны однозначно свидетельствовал, что в случае встречи даже самого лучшего австрийского миноносца, скажем, <Наттера> или <Випера>, с любым английским или итальянским <дестройером> исход боя для первого окажется плачевным. Необходимо было срочно наверстывать упущенное, и в 1904 году Австро-Венгрия заказала для своего флота первый эсминец. Поскольку опыта в проектировании и строительстве кораблей такого класса у национальных верфей не было, пришлось обратиться к ведущему поставщику подобной продукции - фирме <Ярроу>. Правда, контракт предусматривал постройку в Англии лишь одного судна; затем подрядчик обязался предоставить чертежи и оказать помощь в организации производства эсминцев в Австро-Венгрии.
Головной <истребитель> <Хуссар> был заложен в сентябре 1904 года и ровно через год - официально вступил в строй. Он представлял собой довольно крупный корабль водоизмещением более 400 т. Его корпус делился на 12 водонепроницаемых отсеков и на всем протяжении имел двойное дно. Компоновка машинно-котельной установки была традиционной: четыре паровых котла в четырех изолированных отделениях и две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения в одном отделении. От своих зарубежных <братьев по классу> он отличался необычным размещением носового палубного торпедного аппарата, который находился впереди ходового мостика, и нестандартной артиллерией, насчитывавшей аж восемь стволов - для <истребителя> того времени это был явный рекорд. Правда, как выяснилось в дальнейшем, малокалиберные пушки в бою оказались неэффективными, и их многочисленность - неоправданной.
В 1905-1908 годах на стапелях верфей в Триесте и Фиуме строились сразу 11 систершипов <Хуссара> - австрийские адмиралы пожелали иметь дюжину однотипных <истребителей>. Однако до завершения постройки всей серии, в декабре 1908 года, произошла катастрофа: головной <Хуссар> во время шторма сел на камни у мыса Трасте (побережье нынешней Черногории) и был разбит волнами. В качестве замены пришлось заказать новый корабль, которому присвоили то же наименование - <Хуссар>. Строительство его велось на верфи в Поле, и было завершено лишь в феврале 1911 года. Кстати, на нем установили вооружение и часть оборудования (в том числе три паровых котла), демонтированные с его погибшего <тезки>.
Наконец, уже после начала мировой войны, в сентябре 1914 года, в семействе <Хуссара> появился еще один близкий <родственник> - <Варасдинер>. Этот корабль был заказан в 1911 году Китаем как <Лун-Туань>. По первоначальному проекту он должен был отличаться от <хуссаров> лишь составом вооружения да чуть меньшими размерениями. Но произошедшая в Китае революция и многочисленные финансовые проблемы затянули постройку эсминца. В конце концов, он вошел в состав австро-венгерского флота и получил стандартное вооружение из пушек завода <Шкода>, что сделало его практически неотличимым от остальных собратьев. Правда, к тому времени на фоне строившихся во всем мире (в том числе и в Австро-Венгрии) мощных турбинных эсминцев <поздний ребенок> <Варасдинер> выглядел безнадежно устаревшим. Собственно, он представляет некоторый интерес лишь как последний представитель многочисленного семейства английских гладкопалубных <истребителей> первого поколения.
Вслед за Австро-Венгрией обзавестись <дестройерами> решила еще одна европейская страна - Греция. В 1905 году ее правительство, приступая к модернизации своего флота, заказало сразу восемь 350-тонных эсминцев: четыре - в Англии у фирмы <Ярроу> и столько же - в Германии у фирмы <Вулкан>. По характеристикам и составу вооружения обе четверки были практически идентичны и отличались разве что силуэтами: корабли английской постройки имели по четыре дымовых трубы, а немецкой - по три. Причем в целом <вулкановские> миноносцы ничуть не уступали <ярроуским>, что свидетельствует о хорошей конкурентноспособности германской продукции на рынке морских вооружений. Тем более, что <немцы> оказалиь даже немного дешевле: общая стоимость контракта с <Вулканом> 1250000 франков, а с <Ярроу> - 1325000. Последнее имело немаловажное значение, особенно для стран третьего мира. И неудивительно, что в 1910 году в борьбе за выгодный заказ на поставку эсминцев для Китая победила опять-таки германская фирма, на сей раз - знаменитая <Шихау> из Эльбинга. В 1911-1912 годах она построила три корабля типа <Фу-По>, завершавших собой линию немецких <истребителей> первого поколения.
Третьей страной после Великобритании и Германии, сумевшей получить экспортные заказы на поставку эскадренных миноносцев, стала Франция. Правда, французские <истребители> первого поколения строились лишь для двух стран - России и Турции. Первыми из них были российские корабли типа <Форель> (см. <Моделист-конструктор> № 7 за 1999 г.). А в 1906 году контракт на постройку четырех эсминцев был заключен с Турцией. Правда, ничего оригинального в их конструкции не было. Предназначавшиеся для Османского флота <Самсун>, <Ярхисар>, <Ташоз> и <Басра> практически в точности повторяли уже несколько устаревший французский <торпийер> <Дюрандаль>. По своим боевым характеристикам они заметно уступали чилийским кораблям типа <Капитан Орелья>, вступившим в строй десятью годами раньше.

Эскадренный миноносец "Хуссар", Австро-Венгрия, 1905 г. Строился в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 390 т, полное 420 т. Длина по ватерлинии 68,4 м, ширина 6,25 м, осадка 1,9 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: одно 66-мм и семь 47-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего построено 13 единиц (одна в 1904-1905 гг. в Англии и 12 в 1905-1911 гг. в Австро-Венгрии): <Хуссар>, <Улан>, <Штрейтер>, <Вильдфанг>, <Шарфшютце>, <Ускоке>, <Пандур>, <Турул>, <Чикош>, <Река>, <Динара>, <Велебит> и <Хуссар-II>. Кроме того, в 1912-1914 гг. в Австро-Венгрии построен очень близкий по типу эсминец <Варасдинер>. Головной <Хуссар> погиб в результате аварии в 1908 г., <Вильдфанг> подорвался на мине в 1917 г., <Штрейтер> затонул в результате столкновения в 1918-м. <Улан> в 1920-1927 гг. входил в состав ВМС Греции под названием <Смирни>. Остальные в 1920 г. переданы Италии и Франции, но сразу же сданы на слом.

Эскадренный миноносец "Корриентес", Аргентина, 1897 г. Строился в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 240 т, полное 280 т. Длина наибольшая 59,5 м, ширина 5,95 м, осадка 2,25 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 4200 л.с., скорость 26,5 узла. Вооружение: одно 76-мм и три 57-мм орудий, три торпедных аппарата. Всего построено четыре единицы: <Корриентес>, <Энтре-Риос>, <Мисионес> и <Санта-Фе>. Последний погиб в результате аварии в 1897 г., остальные списаны в 1925-м.

Эскадренный миноносец "Тьелла", Греция, 1906 г. Строился в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 352 т, полное 380 т. Длина наибольшая 67,1 м, ширина 6,2 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: два 76-мм и два 57-мм орудия, два торпедных аппарата. Всего в 1906-1907 гг. построено четыре единицы: <Тьелла>, <Нафкратуса>, <Сфендони> и <Лонхи>. <Нафкратуса> погиб в результате аварии в 1921 г., <Лонхи> списан в 1926-м. <Тьелла> потоплен германской авиацией в 1941 г. <Сфендони> пережил Вторую мировую войну и был сдан на слом в 1945 г.

Эскадренный миноносец "Ники", Греция, 1906 г. Строился в Германии фирмой <Вулкан>. Водоизмещение нормальное 350 т. Длина наибольшая 67 м, ширина 6,6 м, осадка 1,85 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6700 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: два 76-мм и четыре 57-мм орудия, два торпедных аппарата. Всего в 1906-1907 гг. построено четыре единицы: <Ники>, <Докса>, <Аспис> и <Велос>. <Докса> потоплен в 1917 г. немецкой подводной лодкой UB-47, <Велос> списан в 1926 г. <Ники> и <Аспис> пережили Вторую мировую войну и сданы на слом в 1945 г.

Эскадренный миноносец "Фу-По", Китай, 1912 г. Строился в Германии фирмой <Шихау>. Водоизмещение полное 390 т. Длина наибольшая 60,4 м, ширина 6,5 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6500 л.с., скорость 32 узла. Вооружение: два 76-мм и четыре 47-мм орудия, два торпедных аппарата. Всего в 1911-1912 годах построено три единицы: <Фу-По>, <Цзян-Фэн> и <Фэй-Хун>. <Цзян-Фэн> погиб в результате крушения в 1932 г., <Фэй-Хун> затоплен в 1937 г. <Фу-По> в 1937 г. потоплен японской авиацией, затем поднят японцами и введен в состав их флота под названием <Ямасеми>.

Эскадренный миноносец "Самсун", Турция, 1907 г. Строился во Франции фирмой <Шантье э Ателье де ля Жиронд>. Водоизмещение нормальное 284 т. Длина наибольшая 58,2 м, ширина 6,3 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: одно 65-мм и шесть 47-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего в 1906-1907 годах построено четыре единицы: <Самсун>, <Ярхисар>, <Ташоз> и <Басра>. <Ярхисар> потоплен в 1915 г. английской подводной лодкой Е-11, остальные пережили Вторую мировую войну и были сданы на слом в 1949 г.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz