МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

БЕССЛАВНАЯ ДЕВЯТКА

Г.Смирнов
В.Смирнов

7 апреля 1940 года английский самолет-разведчик обнаружил подозрительное оживление в немецких портах Северного и Балтийского морей. На следующий день британская подводная лодка потопила вблизи норвежских берегов немецкий транспорт с войсками, а неподалеку от Тронхейма в море с воздуха был обнаружен отряд немецких кораблей. Обеспокоенные этим, англичане выслали в море флот и авиацию, но помешать развитию событий уже не смогли: в ночь с 8 на 9 апреля немцы начали так называемую норвежскую операцию...
Когда отряд из трех фашистских крейсеров, трех миноносцев и флотилии тральщиков приблизился к входу в Осло-фьорд, норвежцы погасили все навигационные огни. Фашистская эскадра уменьшила ход, но упорно продолжала продвигаться к норвежской столице. Сражение началось в самом узком месте фьорда - в проходе Дрёбак. Здесь норвежские береговые батареи с дистанции всего 500 метров открыли по фашистским кораблям ураганный огонь. В течение нескольких минут в крейсер "Блюхер", на котором держал флаг командующий группой контр-адмирал Куметц, угодило около двадцати тяжелых снарядов. Нос корабля был разворочен, горел его самолетный ангар, но "Блюхер" продолжал медленно продвигаться вперед. И тут, перекрывая грохот орудий, раздались два мощных взрыва: торпеды, выпущенные из скрытого в скалах берегового торпедного аппарата, угодили в борт фашистского корабля. Потеряв ход и управление, он пошел ко дну с большей частью команды и адмиралом на борту.
Готовя захват важнейших портов и военно-морских баз Норвегии, немецко-фашистское командование создало шесть передовых отрядов, которые одновременно должны были нанести удары по Осло, Кристиансанну, Эгенсунну, Бергену, Тронхейму и Нарвику. В состав этих отрядов наряду с кораблями других классов были включены и шесть крейсеров. В операции против Осло, кроме "Блюхера", действовал легкий крейсер "Эмден". В ударе по Тронхейму участвовал тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", по Бергену - легкие крейсера "Кёльн" и "Кенигсберг" по Кристиансанну - легкий крейсер "Карлсруэ". Для многих из них события этих двух апрельских дней оказались столь же роковыми, сколь и для "Блюхера"...
Береговые батареи Бей-фьорда близ Бергена тоже встретили фашистские корабли огнем. И хотя их стрельба была менее точной, чем стрельба защитников Осло, крейсер "Кенигсберг" получил достаточно тяжелые повреждения, чтобы выйти из боя и немедленно возвратиться в Германию. Задержавшись в Бергене на сутки для ремонта, фашистский корабль остался здесь навсегда: 10 апреля английская авиация нанесла по порту сильнейший бомбовый удар. Две бомбы угодили в "Кенигсберг", крейсер опрокинулся и затонул на месте стоянки.
Легкому крейсеру "Карлсруэ", возглавлявшему высадку десанта в военно-морской базе Кристиансанн, на первый взгляд повезло больше: несмотря на огонь береговых батарей, он все же высадил на берег солдат и в тот же вечер вместе с миноносцами вышел в обратный путь. Но неподалеку от гавани этот корабль натолкнулся на английскую подводную лодку "Труант" и получил торпеду в правый борт. Спасти крейсер не удалось: сняв команду, немецкие миноносцы добили его торпедами.
Таким образом, норвежская операция оказалась губительной для крейсеров фашистских кригсмарине: в течение каких-нибудь двух суток на дно была отправлена треть всего фашистского крейсерского флота - три из девяти числившихся в списках крейсеров, построенных в промежутке между первой и второй мировыми войнами.
По Версальскому мирному договору побежденная Германия получила право иметь в составе действующих сил шесть легких крейсеров. Первым немецким военным кораблем среднего водоизмещения, построенным после заключения мира, стал легкий крейсер "Эмден", сошедший на воду в 1925 году. Это был заурядный корабль, мало чем отличавшийся от легких крейсеров типа "Эмден-lI", строившихся в конце первой мировой войны: примерно такие же водоизмещение, мощность, скорость и вооружение при несколько лучшей броневой защите.
В дальнейшем этот корабль использовался для подготовки офицерских кадров: с 1926 года до начала войны он совершил девять заграничных учебных плаваний. В то время как немецкая военщина готовила кадры для будущего флота, заправилы германской промышленности в обход требований стран-победительниц тайно готовились к открытой гонке вооружений. "Первый заказ на пушки, выполненный фирмой "Рейнметалл" после 1918 года, - хвастал в 1943 году один из ее руководителей, - был предназначен для крейсеров "Кёнигсберг", "Карлсруэ", "Кёльн", "Лейпциг" и "Нюрнберг". Мы выполнили этот заказ, к полному удовлетворению немецкого военного флота, и в то же время проложили путь в деле строительства в Германии трехорудийных башен".
И действительно первые в истории германского флота трехорудийные башни появились именно на трех однотипных крейсерах - "Карлсруэ", "Кёнигсберг" и "Кёльн", спущенных на воду в 1927-1928 годах. На них же опробовалась еще одна новинка - дизели для экономического хода.
Два таких двигателя мощностью по 900 л.с. были установлены в общем помещении позади машинных отделений, и каждый из них через зубчатую передачу и гидравлическую муфту можно было подключать к валу турбины.
Тогда считали, что, идя только на дизелях, крейсер приобретет большую дальность плавания. На практике же при этом все равно приходилось нередко держать в готовности и турбины. Когда же корабль шел на турбинах, крейсерские дизели оказывались лишним балластом.
Однако, мечтая о грядущих крейсерских операциях на дальних океанских коммуникациях, немецкие адмиралы настаивали на дальнейшем совершенствовании комбинированной силовой установки, и через два года на воду сошел новый легкий крейсер "Лейпциг", у которого паровые турбины и дизель сочетались более гармонично за счет трехвапьной установки. Два внешних винта приводились в действие турбинами мощностью по 33 тыс. л. с. каждая, а средний винт - четырьмя двухтактными дизелями суммарной мощностью 12400 л. с.
По остальным показателям "Лейпциг" почти не отличался от своих предшественников: при водоизмещении 6980 т он нес такое же вооружение и броневую защиту, но имел большую дальность плавания - 5700 миль вместо 5200.
Затем в постройке легких крейсеров в Германии произошел пятилетний перерыв. А уже в декабре 1934 года стало известно, что немцы спустили на воду новый крейсер - "Нюрнберг". К моменту ввода этого корабля в строй никаких данных по нему опубликовано не было, и лишь позднее выяснилось: "Нюрнберг" - увеличенная модификация "Лейпцига" с более совершенной зенитной артиллерией.
С 1935 года Германия сбрасывает все ограничения Версальского мира и приступает к постройке тяжелых крейсеров как раз в момент, когда другие страны перестали ими заниматься, сосредоточившись на строительстве легких крейсеров. К этому времени все предыдущие морские соглашения утратили силу, и немцы смогли беспрепятственно достичь более рационального сочетания калибра главной артиллерии, бронирования и водоизмещения.
Немцы тщательно скрывали все, что касалось тяжелых крейсеров. Говоря о водоизмещении, они называли цифру 10 тыс., хотя, как потом выяснилось, оно было более 13 тыс. т, скорость полного хода составляла около 32 узлов, а мощность силовой установки -- свыше 100 тыс. л. с.
Благодаря такой засекреченности англичане долгое время считали, что речь идет об увеличенном варианте "Нюрнберга" с дополнительной трехорудийной башней 150-мм калибра. И для них весьма неприятным сюрпризом стало сообщение о том, что в апреле 1939 года в строй немецкого флота вступил "Адмирал Хиппер" - тяжелый крейсер, вооруженный восемью 203-мм орудиями. За ним последовали "Блюхер" и "Принц Ойген" ("Принц Евгений"), а в 1939 году сошли на воду "Зейдлиц" и "Лютцов", Однако достройка последних двух кораблей приостановилась в 1939 году: их корпуса стояли у стенки с погруженными, но не смонтированными механизмами.
В это время была достигнута договоренность о продаже Советскому Союзу "Лютцова" за 104 млн. рейхсмарок, причем немцы обязались достроить его в Советском Союзе и в согласованные сроки укомплектовать недостающим оборудованием, вооружением и боеприпасами. Недостроенный крейсер был переведен в Ленинград. Поставки недостающего оборудования в 1940 году вначале шли исправно, по согласованному графику, но с начала 1941 года начались перебои. До нападения Германии на Советский Союз фирма поставила лишь половину артиллерии главного калибра, но при этом - полный боезапас к орудиям. В связи с блокадой Ленинграда достройка крейсера, переименованного в "Петропавловск" (с 1 сентября 1944 г. - "Таллин"), была прекращена и он использовался при обороне города как плавучая батарея.
Не вошел в строй и оставшийся у немцев "Зейдлиц", Они пытались превратить его в авианосец, но переделка не удалась, и в конечном итоге "Зейдлиц" был затоплен в Кенигсберге при приближении Советской Армии. Три же остальных тяжелых крейсера вкупе с шестью легкими составили все крейсерские сипы фашистской Германии во второй мировой войне. И, прямо скажем, судьба этой девятки оказалась бесславной.
Из легких крейсеров, как мы знаем, первыми нашли свою погибель в Норвежской операции "Кёнигсберг" и "Карлсруэ". Но первыми получили боевые повреждения во второй мировой войне не они, а крейсер "Лейпциг": в декабре 1939 года, прикрывая эсминцы, ставившие мины у восточных берегов Англии, он был поражен торпедой английской подводной лодки "Салмон" и после .долгого ремонта отправлен на Балтику. Здесь он присоединился к трем другим легким крейсерам - "Нюрнбергу", "Эмдену" и "Кёльну", переведенным в Балтийское море поспе минных постановок в Северном море и участия в Норвежской операции.
Если не считать скорой гибели "Блюхера", то карьера тяжелых крейсеров поначалу складывается более удачно. Так, первой операцией "Принца Ойгена", вступившего в строй в августе 1940 года, стал рейд в Северную Атлантику в мае 1941 года, в котором он сопровождал крупнейший фашистский линкор "Бисмарк". В этом рейде "Бисмарк" был потоплен англичанами (про этот бой см. также вот тут), а "Принц Ойген" сумел оторваться от преследования и добраться до французского порта Брест.
Отсюда в феврале 1942 года он вместе с линкорами "Гнейзенау" и "Шарнхорст" средь бела дня прорвался через Ла-Манш в Киль и сразу же был направлен в норвежские воды. 23 февраля 1942 года его настигла торпеда "крейсеробойца" - английской подводной лодки "Труант", и после ремонта "Принц Ойген" оказался тоже на Балтике.
Головной корабль серии тяжелых крейсеров "Адмирал Хиппер" накануне вторжения в Норвегию на пути к Тронхейму встретил в море английский эсминец "Гпоуорм", предпринявший отчаянную попытку таранить врага. Отважный корабль нанес "Хипперу" повреждения, но был расстрелян орудиями крейсера и пошел ко дну. В дальнейшем при захвате Тронхейма "Адмирал Хиппер" получил несколько артиллерийских попаданий и стал на ремонт.
Позже судьба как будто начала улыбаться фашистскому корсару: в 1941-1942 годах за восемь месяцев рейдерства в Северной Атлантике он потопил 12 судов союзников общим водоизмещением 66 тыс. т. Но в декабре 1942 года разыгралось знаменитое сражение в Баренцевом море, когда конвой, охраняемый одними только английскими эсминцами, сумел отбиться от "карманного линкора" "Лютцов" и тяжелого крейсера "Хиппер" и дождаться подхода главных сил. Эта неудача привела Гитлера в неописуемую ярость и побудила его сгоряча отдать приказ о списании на слом всех тяжелых надводных кораблей немецкого флота. Однако вскоре он передумал, сменил лишь главнокомандующего флотом, а "Адмирала Хилпера" велел перевести на Балтику, где в 1944 году собрались остатки фашистской крейсерской эскадры.
Именно здесь в октябре 1944 года "Принц Ойген" в густом тумане случайно таранил потерявший ход "Лейпциг" неподалеку от Гдыни. Целых 14 часов потребовалось фашистам для того, чтобы развести корабли и приступить к буксировке тяжело поврежденного "Лейпцига" в один из датских портов. Там он и капитулировал в мае 1945 года. Год спустя этот корабль был затоплен союзниками в Северном море с грузом отравляющих веществ. Такая же участь постигла "Эмден", затопленный после бомбардировки в Киле, "Кёльн", затонувший от бомб а Вильгельмсхафене, и "Адмирала Хиппера", затопленного неподалеку от Киля с грузом запасных частей для подводных лодок.
"Нюрнберг" и "Принц Ойген" сдались в Копенгагене. Последний попал к американцам и был включен в состав подопытной эскадры из 87 кораблей, которая должна была подвергнуться действию взрывов атомных бомб у атолла Бикини. Выдержав надводный и подводный взрывы летом 1946 года, "Принц Ойген" получил, однако, такие повреждения, что через несколько месяцев сам затонул у атолла Кваджалейн...

Тяжелый крейсер "ТАЛЛИН" ("Лютцов"), СССР/Германия, 1939 г. Водоизмещение стандартное 13900 т, 3 гребных винта, мощность трех турбозубчатых агрегатов 132 000 л.с., скорость хода 32 узла, Длина между перпендикулярами 200 м, ширина 21,6. среднее углубление 4,57 м. Дальность плавания 18-узловым ходом 6800 миль. Бронирование: пояс 127 мм, палуба 102 мм, башни 127 мм. Вооружение: 8 - 203 мм орудий, 12 - 105-мм зениток, 12 - 37-мм, 8 - 20-мм зениток, 12 торпедных аппаратов, 3 самолета.
В июне 1941 года крейсер находился на достройке в Ленинграде. С началом войны было решено довести до конца лишь те работы, которые позволяли использовать его как плавучую батарею. Необходимые для этого первая н четвертая орудийные башни и механизмы для их обслуживания были быстро пущены в действие, и 7 сентября 1941 года "Таллин" нанес первый артиллерийский удар по скоплению фашистов у деревни Кипень. Позднее огонь крейсера сорвал наступление врага в районе Стрельны и Старо-Панова.
17 сентября фашисты обрушили на корабль огонь тяжелых орудий и, выпустив около пятидесяти 210-мм снарядов, нанесли ему тяжелые повреждения, в результате которых он сел на грунт неподалеку от переднего края обороны. Целый год тайком на поврежденном крейсере вели спасательные работы, и 17 сентября 1942 года темной ночью его оторвали от грунта и отбуксировали на Неву к Горному институту. Через год крейсер снова вступил в строй как плавучая батарея и в январе 1944 года выпустил более тысячи снарядов по врагу в районе Вороньей горы и Дудергофа. В 1959 году корабль пошел на слом.

Легкий крейсер "ЭМДЕН", Германия, 1925 г. Водоизмещение стандартное 5600 т., 2 гребных винта, мощность двух турбоэубчатых агрегатов 46 000 л.с., скорость хода 29 узлов. Длина наибольшая 152,5 м, ширина 14,3, среднее углубление 5,35 м. Дальность плавания 18-узловым ходом 5300 миль. Бронирование: пояс 65-102 мм, башни 51 мм, боевая рубка 76 мм. Вооружение: 8 - 150-мм орудий, 3 - 88-мм зенитки, 4 - 37-мм зенитки, 4 торпедных аппарата.

Легкий крейсер "КАРЛСРУЭ", Германия, 1927 г. Водоизмещение стандартное 6650 т, 2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68 000 л.с., мощность дизелей экономического хода 1800 л.с., скорость хода 33 узла. Длина наибольшая 174 м, ширина 15,1, среднее углубление 5,5 м. Дальность плавания 19-узловым ходом 5200 миль. Бронирование: пояс 76-102 мм, башни 76 мм, боевая рубка 76 мм. Вооружение: 9 - 150-мм орудий, 6 - 88-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 12 торпедных аппаратов, 3 самолета. Всего построено 3: "Карлсруэ", "Кенигсберг" и "Кёльн".

Легкий крейсер "НЮРНБЕРГ", Германия, 1934 г. Водоизмещение стандартное 6980 т, 3 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 66 000 л.с., мощность дизелей экономического хода 124 000 л.с., скорость хода 32 узла. Длина наибольшая 184 м, ширина 16,4, среднее углубление 4,42 м. Дальность плавания 19-уэловым ходом 5700 миль. Бронирование: пояс 76-102 мм, башни 51 мм, боевая рубка 76 мм. Вооружение: 9 - 150-мм орудий, 8 - 88-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 12 торпедных аппаратов, 2 самолета. Всего построено 2.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz