МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

КРЕЙСЕРЫ РЕВОЛЮЦИИ

Г.Смирнов
В.Смирнов

"Мы в Балаклаве услыхали первые звуки канонады часа в три-четыре пополудни. Сначала думали, что это - салют... Но выстрелов было слишком много, более сорока. К тому же показались первые извозчики из Севастополя с колясками, наполненными людьми, одуревшими от ужаса. Говорили, и бестолково, что на "Очакове" пожар, что несколько судов потоплено, что из морских казарм стреляют из пулеметов". Так писал о севастопольских событиях в ноябре 1905 года А. Куприн.
В Севастополе писатель стал свидетелем кровавой расправы царского адмирала Чухнина над восставшими черноморскими матросами. "С Приморского бульвара - вид на узкую и длинную бухту... Посредине бухты огромный костер, от которого слепнут глаза и вода кажется черной, как чернила. Три четверти гигантского крейсера - сплошное пламя. Остается целым только кусочек корабельного носа... Когда пламя пожара вспыхивает ярче, мы видим, как на бронированной башне крейсера, на круглом высоком балкончике, вдруг выделяются маленькие человеческие фигуры. До них полторы версты, но глаз видит их ясно... И вдруг стало тихо, до ужаса тихо. Тогда мы услышали, что оттуда среди мрака и тишины ночи несется протяжный высокий крик:
- Бра-а-тцы!..
И еще, и еще раз. Вспыхивали снопы пламени, и мы опять видели четкие фигуры людей. Стала лопаться раскаленная броня с ее стальными заклепками. Это было похоже на ряд частых выстрелов... Больше криков уже не было, хотя мы еще видели людей на носу и на башне. Тут в толпе многое узналось. О том, что в начале пожара предлагали "Очакову" шлюпки, но что матросы отказались. О том, что по катеру с ранеными, отвалившему от "Очакова", стреляли картечью, что бросавшихся вплавь расстреливали пулеметами".
Так трагически закончилось одно из матросских восстаний, которые сотрясали русский флот в первое десятилетие XX века, когда впервые в истории России в единый революционный поток стали сливаться рабочее движение, крестьянские восстания, восстания в армии и на флоте. Необычайно участившиеся вооруженные выступления матросов и солдат после 1905 года, конечно, не были случайностью. Великий стратег революции В. И. Ленин в числе необходимых условий для возникновения в стране революционной ситуации называл наличие общенационального кризиса, затрагивающего как эксплуатируемые массы, так и эксплуататорские классы. Кризис в России в начале столетия вызвала русско-японская война...
Как мы уже говорили, соперничество с англичанами на протяжении многих десятилетий было традиционным для русского крейсеростроения. Оно продолжало влиять на постройку русских крейсеров и в первое пятилетие рассматриваемого периода - 1890-1695 годы. Стремясь иметь высокобортный мореходный крейсер с мощным артиллерийским вооружением, хорошим бронированием и большой дальностью плавания, способный действовать на морских коммуникациях Британской империи, русские кораблестроители создали по программе 1881 года ряд самобытных броненосных крейсеров русского типа - "Владимир Мономах", "Адмирал Нахимов" и "Память Азова" (см. "М-К", 1978. № 4, 9 и 11).
Период обострения англо-русских отношений из-за Памира в начале 1890-х годов совпал с постройкой трех крупных броненосных крейсеров-рейдеров, водоизмещением свыше 10 тыс. т - то были "Рюрик", "Россия" и "Громобой" (см. вкладки "М-К", 1978, № 12 и 1979, № 1). На постройку "Рюрика" англичане ответили бронепалубными крейсерами 1 ранга "Террибл" и "Пауэрфул" (53), а на "Россию" и "Громобой" - несколькими последовательными сериями броненосных крейсеров, начало которым положили крейсеры типа "Кресси". Увлеченное соперничеством с Англией, русское морское ведомство решило подчинить требованиям крейсерских операций даже броненосцы. Так появились три корабля необычного типа - облегченные броненосцы или, как их еще называли, броненосцы-крейсеры - "Ослябя", "Пересвет" и "Победа" (см. "М-К", 1979, № 2). Вместе с "Рюриком", "Россией" и "Громобоем" они могли образовать сильную автономную крейсерскую эскадру.
Но уже с начала 1895 года морское министерство с тревогой отметило быстрый рост германского флота на Балтике, для противодействия которому потребовалось несколько десятков новых кораблей. По промежуточной программе 1895 года предполагалось спустить на воду семь бронепалубных крейсеров; на русских верфях их не закладывали со времен "Рынды" и "Витязя" (см. "М-К", 1978, № 6). По этой же программе было решено строить бронепалубные крейсеры двух типов: малые ("Светлана" и "Алмаз") - для разведок и посыльной службы и средние ("Паллада", "Диана" и "Аврора") - для истребления вражеских торговых судов.
Раньше всех - в 1895 году - во Франции по заказу России была заложена "Светлана". Этот изящный трехтрубный корабль - первый русский крейсер, у которого не предусматривался парусный рангоут, - иногда называли яхтой-крейсером. При водоизмещении 3727 т, длине 101 м, ширине 13 и среднем углублении 5,7 "Светлана" развивала скорость 20 узлов, несла броневую палубу в 25-50 мм и боевую рубку с толщиной брони 100 мм. Вооружение ее состояло из 6 152-мм, 10 47-мм и 2 37-мм орудий. Значительно позднее вступил в строй второй крейсер - "Алмаз" (см. "М-К", 1979, № 4).
Три однотипных "истребителя торговли" - "Паллада", "Диана" и "Аврора" (см. "М-К", 1979, № 6) - по водоизмещению были почти вдвое меньше "Рюрика", что позволило в пределах ограниченного программой тоннажа построить больше достаточно мощных кораблей. Отсутствие бортовой брони на этих крейсерах компенсировалось установкой палубы из экстрамягкой никелевой брони, заказанной во Франции. Благодаря ее повышенной пластичности снаряд, попавший под небольшим углом, рикошетировал, оставляя лишь глубокую ложкообразную вмятину. Была на этих крейсерах увеличена и толщина брони боевой рубки, а также установлена броневая защита подачных труб для боеприпасов. Заложенные в один день - 23 мая 1897 года, - крейсеры этого типа вступали в строй в 1901-1902 годах.
Не успели русские верфи приступить к выполнению промежуточной программы, как задачи, поставленные флоту, кардинально изменились. Если в начале 1895 года правительство еще не видело опасности со стороны Японии и считало, что наличных сил русского флота будет достаточно для подавления легких японских крейсерских сил в случае столкновения, то уже к концу года выявился резко наступательный характер японской политики на Дальнем Востоке.
Срочно приступили к разработке дополнительной программы, предусматривавшей усиление эскадры Тихого океана. Законченная в 1898 году, она слилась в объединенный план с программой 1895 года. Главный упор был сделан на бронепалубные крейсеры, которым прежде не уделялось особого внимания. Совершенствуя тип "Светланы" и "Дианы", Морской технический комитет в 1898 году разработал задания на проектирование "посыльных судов" - крейсеров II ранга водоизмещением 3 тыс. т и крейсеров-разведчиков I ранга водоизмещением 6 тыс. т. Согласно этим заданиям крейсеры I ранга должны были иметь максимальную скорость не менее 23 узлов и дальность плавания 10-узловым ходом 5 тыс. миль. Предполагалось их вооружить 12 152-мм, 12 75-мм, 6 47-мм орудиями и 6 торпедными аппаратами. Крейсеры II ранга должны были развивать 25 узлов и при дальности плавания 5000 миль нести по шесть 120- и 47-мм орудий и по 6 торпедных аппаратов.
В конкурсе, объявленном морским министерством, приняли участие главным образом зарубежные фирмы, поскольку отечественные заводы были загружены постройкой кораблей по программе 1895 года. Заказы на крейсеры I ранга получили американские, немецкие и русские заводы: фирма Крампа в Филадельфии строила крейсер "Варяг", крупповской верфи "Германия" в Киле был заказан "Аскольд", немецкой фирме "Вулкан" в Штеттине - крейсер "Богатырь", а однотипный с ним "Олег" строился в Новом Адмиралтействе в Петербурге. Заказы на крейсеры II ранга получили немецкая фирма "Шихау" в Эльбинге, которая спроектировала "Новик", и датская фирма "Бурмейстер и Вайн", сооружавшая несколько отличный от "Новика" крейсер "Боярин". По чертежам "Новика" на Невском судостроительном заводе в Петербурге создавали <Жемчуг> и <Изумруд> со сниженной скоростью хода, но усиленным вооружением.
Появление этих небольших, изящных и стремительных кораблей произвело фурор в европейских военно-морских кругах. "Новики" оказались первыми удачными крейсерами, характеристики которых делали их действительно пригодными для службы при эскадрах. Это побудило англичан создать новый класс крейсеров - так называемые крейсеры-разведчики, или скауты, способные развивать скорость до 25 узлов.
Крейсеры I ранга сильно отличались один от другого главными размерениями, числом труб, типом котлов и броневой защитой. Это объяснялось не только тем, что они строились разными фирмами, но и тем, что в ходе их закладки сильно менялись взгляды на характер боевого применения. Считалось предпочтительным усиливать способность корабля вести бой в составе эскадры за счет ослабления чисто крейсерских качеств.
Это постепенное изменение взглядов советский морской историк Р. Мельников проследил на эволюции трех крейсеров - "Варяга", "Аскольда" и "Богатыря". В то время как дальность плавания у этих кораблей постепенно уменьшается с 5000 миль до 3140 и до 2760, улучшается их артиллерийское вооружение, растет скорость хода, усиливается броневая защита. Если на "Варяге" у орудий вообще не было броневых щитов, то на "Аскольде" и орудия и прислуга уже прикрыты броней, а на "Богатыре" четыре 152-мм пушки были размещены в башнях, четыре - в казематах и четыре - за броневыми щитами.
Именно в "Богатыре" наступательные элементы считались совмещенными столь удачно, что его нередко причисляли к броненосным крейсерам. Вот почему среди бронепалубных крейсеров I ранга, созданных в 1890-1905 годах, этот тип образовал самую крупную серию из четырех кораблей. Вслед за построенным за рубежом "Богатырем" на Балтике последовал "Олег", а в 1901 году на Черном море заложили "Кагул" и "Очаков".
Большим недостатком русских кораблестроительных программ 1895 и 1898 годов было отсутствие должного внимания к развитию броненосных крейсеров нового типа. В ряде зарубежных стран эти корабли за счет снижения автономности и дальности плавания имели усиленные бронирование, артиллерию и живучесть, что делало их способными участвовать в эскадренных сражениях. Таким кораблем у нас был "Баян", заказанный во Франции по программе 1895 года. Он оказался единственным русским броненосным крейсером нового типа, принявшим участие в русско-японской войне. Увы, это был не главный и далеко не единственный просчет русского морского ведомства...
Россия вовремя оценила опасность, грозившую ей на Дальнем Востоке со стороны Японии и вовремя разработала обширную программу кораблестроения. Если бы она выполнялась неукоснительно и если бы заранее приняли меры к максимальному сосредоточению сил на Тихом океане, то собранный здесь русский флот мог едва ли не вдвое превзойти силы Японии. Но, уповая на то, что японцы не справятся с выполнением своих программ к 1902 году, русское морское министерство отодвигало сроки готовности кораблей, и в результате Япония получила преимущество почти в два года. В 1903-1905 годах японский флот был сильнее тех эскадр, которые Россия могла бы сосредоточить на Тихом океане, и для дальновидного политика не составляло секрета, что война должна начаться именно в этот период. И она действительно началась в ночь на 9 февраля 1904 года.
Японские миноносцы совершили внезапное нападение на русскую тихоокеанскую эскадру, в состав которой, кроме кораблей других классов, входили крейсеры-броненосцы "Победа" и "Пересвет", а также крейсеры "Баян", "Паллада", "Диана", "Аскольд", "Новик" и "Боярин". Первым русским крейсером, получившим боевые повреждения, суждено было стать "Палладе", пораженной японскими торпедами.
Спустя полгода - 10 августа 1904 года - порт-артурская эскадра пыталась прорваться во Владивосток. Во время этой неудачной попытки "Диана" и "Аскольд" сумели оторваться от преследователей и уйти в нейтральные порты. "Диана" интернировалась в Сайгоне, "Аскольд" - в Шанхае. Прорваться сумел и "Новик", но, настигнутый у берегов Сахалина японскими крейсерами, принял неравный бой и, получив тяжкие повреждения, был затоплен своей командой.
Остальные крейсеры, вернувшиеся в Порт-Артур, были потоплены снарядами тяжелой японской артиллерии на внутреннем рейде этой базы. Впоследствии японцы подняли часть русских крейсеров и включили их в состав японского флота под новыми названиями: "Пересвет" - "Сагами", "Победа" - "Суво", "Паллада" - "Тсугару", "Баян" - "Азо", "Новик" - "Сутзуя", "Варяг" - "Сойя". Позднее, в годы первой мировой войны, русское правительство купило у японцев "Варяга" и "Пересвета", которые под прежними названиями участвовали в боевых действиях наряду с двумя другими крейсерами порт-артурской эскадры "Дианой" и "Аскольдом".
Менее трагичной оказалась судьба крейсеров второй тихоокеанской эскадры, в состав которой входили "Светлана", "Алмаз", "Олег", "Аврора", "Жемчуг" и "Изумруд". Из них в неравном бою с двумя японскими крейсерами погибла при Цусиме "Светлана". "Изумруд" почти достиг Владивостока, но сел на камни в бухте Владимир и был взорван своим экипажем. "Олег", "Аврора" и "Жемчуг" ушли от преследователей и были интернированы в Маниле. "Алмаз" целым и невредимым достиг Владивостока.
Меньше всего потерь понес владивостокский отряд крейсеров, где из четырех кораблей ("Рюрик", "Громобой", "Россия" и "Богатырь") погиб один "Рюрик". Таким образом, к лету 1905 года из 22 построенных в 1890- 1905 годах крейсеров по вине царского правительства и его бездарных адмиралов было бесславно погублено 11 - ровно половина! И это отчасти объясняет ту роль, которую сыграли экипажи русских крейсеров в революционном движении, столь резко усилившемся поражением царизма в русско-японской войне.
Летом 1905 года по военным гарнизонам и базам России прокатилась волна военных восстаний. На Черном море - прогремевшее на весь мир восстание на броненосце "Потемкин", на Балтике - волнения матросов в Либаве, Ревеле, Кронштадте. Солдатские бунты охватили гарнизоны Средней Азии, Украины, Кавказа. Всего с лета до октября 1905 года произошло более 40 массовых солдатских и матросских выступлений.
Вторую волну восстаний вызвал лживый царский манифест, который обещаниями "свобод" должен был отвлечь народные массы от революции. Манифест обнародовали 17 октября 1905 года, а уже на следующий день в Севастополе состоялись грандиозные митинги, за которыми последовали волнения.
Большевики города прилагали все силы к тому, чтобы как можно основательнее и серьезнее организовать восстание. Но ненависть матросов и солдат была так велика, что восстание в Севастополе вспыхнуло стихийно. 11 ноября, когда Белостокский полк был построен, чтобы двинуться на разгон матросского митинга, из строя вышел солдат Петров и, вскинув винтовку, начал стрелять в ненавистного всем солдатам штабс-капитана Штейна. Штейн упал замертво, стоявший рядом с ним контр-адмирал Писаревский был ранен. Петрова схватили и посадили в карцер, и тут подавляемое недовольство выплеснулось наружу. Солдаты освободили Петрова, сведения о событиях в Белостокском полку мгновенно распространились по другим частям. 12 ноября избранный восставшими Совет матросских и солдатских депутатов принял решение разоружить офицеров и освободить всех прежде арестованных товарищей. Утром 13 ноября восстание перекинулось на корабли. Первым поднял красный флаг крейсер "Очаков", за ним последовал "Пантелеймон" - так был переименован "Потемкин", - потом учебный корабль "Днестр" и другие. Вечером того же дня Совет принял решение распространить восстание на весь флот и назначить командующим революционным флотом лейтенанта П. П. Шмидта, который 15 ноября поднял на "Очакове" вошедший в историю сигнал: "Командую флотом. Шмидт".
Внимание всей России было приковано к событиям на Черном море. "Совет рабочих депутатов от имени петербургского пролетариата шлет горячий привет севастопольским солдатам и матросам, решившимся, следуя славному примеру потемкинцев, встать на борьбу за свободу в братском союзе с рабочими. Да будут севастопольские события примером для солдат всей России!" - такую телеграмму получил в эти напряженные горячие дни "красный" лейтенант. Однако нерешительная оборонительная тактика восставших позволила царским властям расправиться с ними. И тем не менее именно в эти дни В. И. Ленин писал: "Едва ли есть основания ликовать победителям... Восстание Крыма побеждено - восстание России непобедимо..."
Эти слова вождя революции оказались пророческими. Революция уже "захватила само войско". Летом 1906 года восстали матросы броненосного крейсера "Память Азова", который называли "балтийским "Потемкиным". В подготовке вооруженного восстания Черноморского флота, которое намечалось поднять весной 1912 года, важную роль играли матросы с крейсеров "Кагул" и "Память Меркурия".
Царское правительство жестоко подавляло эти выступления, расстреливало и бросало в тюрьмы сотни моряков, переименовывало мятежные корабли, чтобы искоренить самую память о революционных событиях. Так, "Очаков" стал называться "Кагул", а заложенный одновременно с ним однотипный крейсер "Кагул" нарекли "Памятью Меркурия", "Память Азова" стала "Двиной". Но ни жестокими репрессиями, ни переименованиями нельзя было остановить могучего революционного движения на флоте. И весной 1917 года уже не отдельные корабли, а весь флот стал на сторону революции. И, быть может, не случайно именно "Аврора" - бронепалубный крейсер, построенный в 1900 году, - выстрелом своего орудия возвестила начало Великой Октябрьской социалистической революции.

Броненосный крейсер "РЮРИК", Россия, 1892 г. строился в Петербурге на балтийском заводе корабельным инженером Н. Долгоруковым. Заложен 19 мая 1890 года, спущен на воду в 1892 году, вступил в строй в 1895 году. Водоизмещение 11 930 т, мощность 13588 л. с., скорость хода 18,84 узла. Длина между перпендикулярами 129,9 м, ширина 20,2, среднее углубление 8,25 м. Дальность плавания 7800 миль. Бронирование: борт - 203-254 мм, палуба 51-76 мм, рубка - 152 мм. Вооружение: 4 - 203-мм пушки, 16 - 152-мм, 6 - 120-мм, 10 - 47-мм, 12 -37-мм, 2 десантные пушки, 6 минных аппаратов.
Героически погиб 14 августа 1904 года в неравном бою с японской эскадрой.

Броненосный крейсер "РОССИЯ", Россия, 1896 г. строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером Н. Титовым. Заложен 20 мая 1895 года, спущен на воду в 1896 году, вступил в строй в 1897 году. Водоизмещение крейсера 12195 т, мощность 18426 л. с., скорость хода 19.84 узла. Длина между перпендикулярами 144 м. ширина 20,9. среднее углубление 7,9 м. Дальность плавания 3800 миль, при максимальном запасе топлива 5700 миль. Бронирование: борт - 127-203 мм, палуба - 51- 76. каземат - 127, рубка - 305 мм. Вооружение: 4-203-мм пушки, 16 - 152мм, 13-75-мм, 18-47-мм, 16-37мм пушек, 2 десантные пушки, 5 минных аппаратов.
В историю отечественного кораблестроения крейсер "Россия" вошел как первый боевой корабль с водотрубными котлами Бельвиля, с броней из цементированной стали и с одной из трех машин, предназначенной специально для экономического хода.
"Россия" отличилась во время русско-японской войны: действуя в составе отряда владивостокских крейсеров, она нанесла намалый урон японскому торговому флоту. В годы первой мировой войны крейсер успешно действовал на Балтике. На заграждении, поставленном "Россией" в январе 1915 года, подорвался германский крейсер "Газелле".

Броненосец "ПЕРЕСВЕТ", Россия, 1898 г. строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером В. Оффенбергом. Заложен 9 ноября 1895 года, спущен на воду 7 мая 1898 года, вступил в строй в 1901 году. Водоизмещение 12674 т, мощность 13775 л. с., скорость хода 18,6 узла. Длина между перпендикулярами 130 м, ширина 21,8 м, среднее углубление 7,9 м. Дальность плавания 6 тыс. миль. Бронирование: борт - 178-229 мм, казематы - 51-127 мм, башни - 229 мм, палуба - 51-82 мм, рубка - 102-152 мм. Вооружение: 4 - 254-мм пушки, 11 - 152-мм, 20 - 75-мм, 20 - 47-мм, 8 - 37-мм, 2 десантные пушки, 5 минных аппаратов. Всего построено три: "Пересвет", "Ослябя" и "Победа". Один из них - "Ослябя" - погиб 27 мая 1905 года в Цусимском бою, а два других затонули на внутреннем рейде Порт-Артура в декабре 1904 года. Позднее они были подняты японцами и вошли в состав японского флота: "Победа" под названием "Суво", а "Пересвет" - под названием "Сагами". В 1916 году "Пересвет" был куплен у японцев и вновь зачислен в состав русского флота. Подорвался на германской мине в Средиземном море 4 января 1917 года.

Бронепалубный крейсер I ранга "ДИАНА", Россия, 1899 г. строился в Петербурге на Галерной верфи корабельным инженером Мустафиным. Заложен 23 мая 1897 года, спущен на воду 30 сентября 1899 года, вступил в строй в 1902 году. Водоизмещение 6731 т, мощность 11 610 л.с., скорость хода 20 узл. Длина между перпендикулярами 123,7 м, ширина 16,8, среднее углубление 6,4 м. Дальность плавания 10 узл. ходом 4000 миль. Бронирование: палуба 38-60 мм, боевая рубка 152 мм. Вооружение: 8 - 152-мм пушек, 24 - 75-мм, 8 - 37-мм, 2 десантные пушки, 3 торпедных аппарата. (На рисунке показана "Диана" с вооружением, установленным после модернизации.) Всего построено три: "Диана", "Паллада" и "Аврора".
Все три крейсера участвовали в русско-японской войне. "Паллада" была подорвана в Порт-Артуре во время внезапной атаки японских миноносцев 9 февраля 1904 года. После ремонта снова вступила в строй и была затоплена японской артиллерией при падении Порт-Артура. "Диана" несла службу на протяжении всей порт-артурской эпопеи, во время неудавшейся попытки русской эскадры прорваться во Владивосток сумела оторваться от преследования и была интернирована в Сайгоне. Участвовала в боевых действиях на Балтике во время первой мировой войны. "Аврора" в составе второй Тихоокеанской эскадры совершила переход из Балтики на Дальний Восток, участвовала в Цусимском сражении и была интернирована в Маниле. Во время первой мировой войны воевала на Балтике и 7 ноября 1917 года выстрелом из 6-дюймового бакового орудия возвестила о начале Великой Октябрьской социалистической революции.

Крейсер I ранга "ВАРЯГ", Россия, 1899 г. строился в США по заказу России. Заложен в 1898 году, спущен в 1899-м, вступил в строй в 1901 году. Водоизмещение 6500 т, мощность 20 000 л. с., скорость хода 23 узла. Длина между перпендикулярами 127,9 м, ширина 15,8 м, среднее углубление 6,9 м. Дальность плавания 5000 миль. Бронирование: палуба 38-76 мм, боевая рубка 75 мм. Вооружение: 12 - 152-мм, 12 - 75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.
После боя с японской эскадрой 9 февраля 1904 года был затоплен на рейде Чемульпо. После русско-японской войны поднят и зачислен в списки японского флота под названием "Сойя". В 1916 году был выкуплен у Японии и под прежним названием включен в списки русского флота. После революции, в 1918 году, захвачен англичанами и погиб при буксировке во время шторма в Ирландском море.

Крейсер I ранга "АСКОЛЬД", Россия, 1900 г. строился в Германии по заказу России. Заложен в 1899-м, спущен в 1900-м, вступил в строй в 1902 году. Водоизмещение 5905 т, мощность 19 тыс. л. с., скорость хода 23 узла. Длина между перпендикулярами 130 м, ширина 15, среднее углубление 6 м. Дальность плавания 3140 миль. Бронирование: палуба 39-51 мм, рубка 152 мм. Вооружение: 12 - 152-мм пушек, 12 - 75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.
Находясь с первых дней русско-японской войны в составе порт-артурской эскадры, "Аскольд" участвовал во всех ее операциях; вел артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда. 10 августа 1904 года вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Пробившись через неприятельский флот на юг, "Аскольд" намеревался идти на север в одиночку, но ряд подводных и надводных пробоин вынудил командира интернироваться в Шанхае, где крейсер и простоял до конца войны.
В начале первой мировой войны "Аскольд", находившийся на Дальнем Востоке, вошел в состав союзной англо-французской эскадры для действий против немецких крейсеров. Позднее был направлен в Средиземное море. Здесь он неоднократно крейсировал у берегов Сирии, участвовал в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции с марта 1916 года "Аскольд" в июне 1917 года прибыл в Мурманск для охраны Кольской бухты. В 1918 году был захвачен английскими интервентами. В 1921 году крейсер был выкуплен, но в таком состоянии, что его выгоднее оказалось продать на слом, чем ремонтировать.

Крейсер II ранга "НОВИК", Россия, 1900 г. Крейсер II ранга "Новик" строился в Германии по заказу России. Заложен в 1899 году, спущен на воду 2 августа 1900 года, вступил в строй в 1901 году. Водоизмещение 3080 т, мощность 17 тыс. л. с., скорость хода 25 узл. Длина между перпендикулярами 109,9 м, ширима 12,2, среднее углубление 5 м. Дальность плавания 10 узл. ходом 5 тыс. миль. Бронирование: палуба 30-51 мм, боевая рубка 30 мм. Вооружение: 6-120-мм пушек, 6-47-мм,2-87-мм, 1 десантная пушка, 2 пулемета, 5 торпедных аппаратов.
"Новик"-один из четырех крейсеров II ранга, построенных по новой программе 1898 года. Спроектированные по заданиям Морского технического комитета, эти крейсеры строились частью за границей, частью в России: "Новик" в Германии, "Боярин" в Дании, "Жемчуг" и "Изумруд" в Петербурге. Все они участвовали в русско-японской войне. "Новик" был одним из немногих кораблей, прорвавшихся 10 августа 1904 года из Порт-Артура. Уже в Тихом океане после боя с японским крейсером "Цусима" был затоплен экипажем. "Боярин" подорвался на мине у порта Дальний 14 февраля 1904 года. "Изумруд" после Цусимского боя оторвался от преследования, но наскочил на камни в бухте Владимир и был взорван экипажем. "Жемчуг" после русско-японской войны оставался в Сибирской флотилии. Потоплен немецкий крейсером "Эмден" 28 октября 1914 года в порту Пенанг.

Броненосный крейсер "БАЯН", Россия, 1900 г. строился во Франции по заказу русского правительства. Наблюдал за постройкой корабельный инженер К. Боклевский. Заложен в 1899 г., спущен 30 мая 1900 г., вступил в строй в 1902 г. Водоизмещение 7726 т, мощность 16500 л. с., скорость хода 21 узел. Длина между перпендикулярами 135 м, ширина 17,5 м, среднее углубление 6,5 м. Бронирование: борт - 60-203 мм, башни - 152 мм, палуба - 51 мм, боевая рубка - 160 мм. Вооружение: 2 - 203-мм пушки, 8 - 152-мм, 20 - 75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм пушки, 2 десантные пушки, 2 торпедных аппарата.
Когда морскому ведомству стало ясно, что русскому флоту на Дальнем Востоке предстоят операции вблизи побережья, где велика вероятность встречи с крупными силами противника, было решено создать крейсеры, у которых за счет снижения автономности и дальности плавания было бы усилено бронирование и повышена живучесть. Первым крейсером нового типа стал в русском флоте "Баян", который при сравнительно небольшом водоизмещении развивал хороший ход, нес мощное вооружение и броню. С первых же дней порт-артурской обороны "Баян" участвовал в боевых походах, в отражении атак японских крейсеров и миноносцев, в эскадренных сражениях. Незадолго до падения Порт-Артура, 9 декабря 1904 г., получив десять попаданий снарядов тяжелой осадной японской артиллерии, "Баян" затонул в восточном бассейне порт-артурской гавани. Позднее был поднят японцами и назван "Азо".

Бронепалубный крейсер "ОЧАКОВ", Россия, 1902 г. строился в Севастополе на Казенной верфи корабельным инженером Н. Янковским. Заложен в 1901 году, спущен на воду 1 октября 1902 года, вступил в строй в 1907 году. Водоизмещение 6645 т, мощность 19 500 л. с., скорость хода 28 узл. Длина наибольшая 134 м, ширина 16,6, среднее углубление 6,3 м. Дальность плавания 10-узл. ходом 5320 миль. Бронирование: палуба 35-79 мм, боевая рубка 140 мм, башни 127, казематы - 35-79 мм. Вооружение: 12 - 152-мм, 12 - 75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм орудий, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Всего построено четыре: "Богатырь" (строился в Германии), "Олег", "Очаков" и "Кагул".
"Богатырь" и "Олег" участвовали в русско-японской и первой мировой войнах. В течение 1914-1915 годов они совместно с другими русскими крейсерами выставили ряд минных заграждений, на которых подорвались немецкие крейсеры "Аугсбург" и "Данциг". После революции оба крейсера в составе Действующего отряда Балтийского флота защищали завоевания Октября. Атакованный катерами британских интервентов, "Олег" погиб в ночь на 18 июня 1919 года у Толбухина маяка. "Богатырь" же пошел на слом в 1922 году.
Черноморские крейсеры "Кагул" (бывший "Очаков") и "Память Меркурия" (бывший "Кагул") несли большую боевую нагрузку на протяжении всей империалистической войны: в составе Черноморского флота они охотились за немецкими крейсерами "Гебен" и "Бреслау", обстреливали турецкое побережье, ходили в разведки, прикрывали минные постановки и сами ставили минные заграждения, топили турецкие торговые суда. После революции "Кагул", переименованный в "Генерала Корнилова", был уведен врангелевцами в Бизерту. Более счастливо сложилась судьба "Памяти Меркурия". Этот крейсер 1 мая 1923 года после капитального ремонта вступил в строй под новым названием "Коминтерн". За введение в строй первого советского крейсера на Черном море коллектив Севастопольского морского завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а комсомольская организация завода удостоена Красного знамени обкома РКСМ. Крейсер-ветеран участвовал в первых сражениях Великой Отечественной войны и был исключен из списков флота в 1942 году.

Крейсер II ранга "АЛМАЗ", Россия, 1903 г. строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером А. Моисеевым. Заложен 25 сентября 1902 года, спущен на воду 2 июня 1903 года, вступил в строй в 1903 году. Водоизмещение - 3285 т, мощность - 7500 л. с., скорость хода -19 узл. Длина между перпендикулярами - 99 м, ширина - 13,3, среднее углубление - 4,85 м. Максимальная дальность плавания -- 3400 миль. Вооружение: 3 - 120-мм, 6 - 75-мм, 6 - 47-мм пушек.
Во время Цусимского боя прорвался во Владивосток 29 мая 1905 года. С марта 1908 года - посыльное судно, с 1908 года - яхта. В 1911 году переведен на Черноморский флот. В 1920 году уведен Врангелем в Бизерту.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz