МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

КОРАБЛИ СИЛЬНЫЕ, УВЕРТЛИВЫЕ И ЛЕГКИЕ, КАК ПТИЦА

Г.Смирнов
В.Смирнов

Не пытайтесь заглядывать в военно-морские справочники столетней давности и отыскивать в них сведения о технических особенностях крейсеров. В этих изданиях мы найдем сколь угодно сведений о неброненосных и броненосных фрегатах, корветах, шлюпах, но о таком классе кораблей, как крейсер, не обнаружим даже упоминания. В морских словарях тех лет мы прочтем, что крейсер - это "корабль, назначенный в крейсерство, то есть плавание в назначенном ему месте". Такова сила традиции: в 80-х годах прошлого столетия на флот давно уже пришли и паровые машины и броня, а умами моряков по-прежнему владели представления и понятия эпохи парусов.
В парусном флоте не существовало крейсеров как специального типа судна. Словом "крейсер" обозначалась боевая задача корабля. Задачи же эти были столь разнообразны, что для их выполнения иногда доставало корвета, а порой едва хватало и нескольких фрегатов. Ведь крейсерская служба включала и наблюдение за местонахождением и действиями неприятеля, и проведение небольших операций, отвлекающих силы и внимание противника от выполнения основной боевой задачи, и охранение своего флота от внезапных встреч с противником, и исполнение почтовых поручений. Наконец, корабли несли и собственно крейсерскую службу - истребление торгового флота неприятеля.
Команда корабля, назначенного в крейсерство, всегда должна была быть начеку, готовая сразиться с противником, преследовать слабого или уходить от сильного. По словам выдающегося русского корабельного инженера М. Окунева, крейсер на флоте "то же, что партизан при армии, - он должен быть силен, увертлив и легок, как птица". Парусная эпоха создала такие корабли. Среди них наибольшей известностью и распространением пользовались предки современных крейсеров- фрегаты, корветы и шлюпы.
Родоначальником фрегатов - трехмачтовых кораблей с двумя батарейными палубами, закрытой и открытой, считается "Эдвенчур", созданный английским кораблестроителем Питером Петтом в 1646 году. Неся до 60 пушек и уступая в размерах только линейным кораблям, фрегаты к началу XIX века сформировались в тип корабля водоизмещением 1200-1500 т, предназначаемого для крейсерства и разведывательной службы. Корветы появились впервые в 1687 году во французском флоте. Это были трехмачтовые корабли с открытой батарейной палубой, на которой устанавливалось 20-30 орудий. К началу XIX века корветы имели водоизмещение 620-630 т и предназначались для разведки, посыльной службы и крейсерства. Примерно в то же время появились и шлюпы - трехмачтовые корабли несколько меньшего размера. Неся на верхней палубе около десяти орудий. они служили в основном транспортными и экспедиционными судами, но не чурались и крейсерства.
Впрочем, образно говоря, все корабли парусного флота были "прирожденными" крейсерами. Парусный движитель сообщал им независимо от размеров отличную мореходность и практически неограниченную дальность плавания. Поэтому-то, к примеру, маленький тендер мог точно так же достичь любой точки Мирового океана, как и огромный линкор. Это освобождало моряков и кораблестроителей от забот по созданию самостоятельного типа крейсера.
Но, давая любому кораблю неограниченную дальность плавания, парусный движитель имел и колоссальный недостаток: он не гарантировал подвижность, то есть скорость и маневренность. Это побудило кораблестроителей обратить внимание на паровую машину...
С ее приходом на флот далекие плавания стали уделом не всякого корабля, а только того, который был достаточно крупным, чтобы нести необходимый запас топлива. Причем его величина росла в зависимости от того, какую хотели получить скорость. А ее можно достигнуть либо за счет увеличения водоизмещения, либо уменьшая количество орудий или ослабляя броню. Так с приходом паровой машины на флот кораблестроители оказались вовлеченными в бесконечные поиски наилучшего сочетания трех основных боевых элементов: нападение, защита и подвижность - и дальности плавания для разных классов и типов кораблей. И сразу выявилась интересная деталь. Во времена парусного флота русский фрегат или линкор мало чем отличались от английского или, например, французского. С появлением паровой машины такое сходство более или менее сохранили лишь эскадренные броненосцы. Существовавшие прежде всего для боя друг с другом, они продемонстрировали удивительную одинаковость развития.
Тактико-технические данные кораблей для крейсерства, как оказалось, должны были разниться, и притом весьма существенно. Они зависели от того, какую политику на море - наступательную или оборонительную - будет проводить та или иная страна, а также от целей, поставленных флоту. Все это заставляло отказаться от воззрений парусной эпохи, требовало выработки типа крейсера как особого класса боевых кораблей.
Поначалу мало кто отдавал себе отчет в глубине происходящих перемен. Тем более что несовершенные еще паровые машины служат сперва лишь дополнением к парусам. Вот почему вплоть до последнего десятилетия XIX века мы обнаруживаем в морских справочниках все те же "парусные" названия - фрегат, корвет, клипер, правда, уже с добавлением слов "паровой", "винтовой", "броненосный"...
В России эпоха парового флота началась с постройки в 1817 году для Балтики на Ижорских заводах буксира "Скорый" и в 1826 году первого военного парохода "Ижора" водоизмещением 459 т, вооруженного восемью пушками. Десять лет спустя - в 1836 году - в строй флота вступил первый русский пароходофрегат "Богатырь" - предтеча крейсеров. Всего же за 36 лет, предшествовавших Крымской войне, Балтийский флот получил 23 малых невооруженных колесных парохода, 3 малых вооруженных и 11 пароходофрегатов; большая часть этих судов была построена на русских верфях.
На Черном море первый военный пароход "Метеор" был заложен 17 марта 1823 года. Строил его талантливый корабельный мастер И. Разумов. При знаменитом адмирале М. Лазареве, возглавлявшем Черноморский флот на протяжении 17 лет, началось усиленное строительство новых кораблей. И к началу Крымской войны в списках числилось 8 малых невооруженных пароходов, 27 малых вооруженных и 7 паро-ходофрегатов. Из них на отечественных верфях было построено 16, а на зарубежных - 27. В частности, Англия поставила все 7 черноморских пароходофрегатов, в том числе и знаменитый "Владимир"...
5 марта 1853 года начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В. Корнилов находился на борту "Владимира", когда в районе Пендераклии был обнаружен турецко-египетский 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри". Командир "Владимира" капитан-лейтенант Г. Бутаков - впоследствии знаменитый адмирал и создатель тактики парового флота - начал преследовать противника, ведя по нему огонь из носовой бомбической пушки. После двух с половиной часов погони, приблизившись к "Перваз-Бахри" и несколько развернувшись, "Владимир" дал бортовой залп и тут же получил в ответ залп картечью. Адъютант и сигнальщик, стоявшие рядом с Корниловым, были убиты наповал, но это были последние жертвы боя. "Перваз-Бахри" сдался.
Так закончилось первое в мире сражение паровых кораблей. "Перваз-Бахри" был отведен в Севастополь и зачислен в списки русского флота под названием "Корнилов".
Во время обороны Севастополя командир "Владимира" Бутаков одновременно командовал и отрядом пароходо-фрегатов, в состав которого входили также "Бессарабия", "Херсонес", "Крым", "Одесса" и "Громоносец". Перед каждым боевым выходом Бутаков тщательно разрабатывал план действий. Для увеличения дальности стрельбы он применял искусственный крен, увеличивавший угол возвышения, и первым стал практиковать стрельбу по невидимым береговым целям.
На протяжении всей севастопольской обороны пароходофрегаты участвовали в схватках с неприятелем. Они вели огонь по английским батареям, обстреливавшим Малахов курган; атаковали вражеские пароходы; накрывали огнем войска противника на берегу и штурмующие вражеские колонны. И в ночь на 31 августа 1855 года, чтобы не попасть в руки врага, все они были затоплены на Севастопольском рейде. Подожженный в нескольких местах "Владимир" пошел на дно под грохот выстрелов: это в последний раз громыхнули заряженные орудия, которые не удалось свезти с фрегата на берег...
Недостатки колесных военных пароходов стали выявляться уже к 1835-1837 годам. Так, в 1838 году Главный морской штаб отмечал, что у наших кораблей "кормы чрезвычайно полны", "баки в надводной части недовольно развалисты", длина "в отношении ширины недостаточна" и машины "отдалены вперед от центра вращения судна". Для изучения вопроса в Англию послали директора Ижорских заводов А. Вильсона, ожидая, что он привезет чертежи более совершенных колесных пароходов. Но Вильсон, вернувшись из командировки, привез нечто другое - чертежи парохода с гребным винтом.
Русские моряки сразу оценили достоинства нового движителя, который был лишен недостатков, свойственных гребным колесам. Действительно, колеса, вал и часть паровых котлов на колесных пароходофрегатах находились выше ватерлинии и были открыты огню вражеских пушек. Громоздкие машины, расположенные в центре корабля, заставляли сдвигать грот-мачту к корме, снижая эффективность парусов. Наконец, колеса и колесные кожухи сильно ухудшали мореходные качества. Не случайно адмирал Лазарев просил правительство заказать в Англии для Черноморского флота винтовой пароходофрегат. Но он получил отказ.
Первый русский винтовой фрегат "Архимед" (2) спроектировал знаменитый русский кораблестроитель И. Амосов. Заложенный на Охтинской верфи в Петербурге в 1846 году, этот корабль с четырьмя машинами общей мощностью 300 л. с. и с двухлопастным винтом должен был дать необходимый опыт.
Тем не менее создание винтового флота уже нельзя было замедлить: в 1851 и 1852 годах началась постройка двух 44-пушечных фрегатов: "Полкан" и "Мария". Первый вступил в строй летом 1854 года и оставался единственным винтовым фрегатом русского флота в период Крымской войны. За ним последовали "Мария" и два более мощных 53-пушечных винтовых фрегата "Громобой" (3) и "Илья Муромец".
Но главным, если так можно выразиться, "вкладом" Крымской войны в развитие русского крейсерского флота было создание винтовых корветов и клиперов. Гребной винт, скрытый под водой и не боявшийся ударов океанской волны, позволил спроектировать легкие 800-900-тонные корветы и 600- 650-тонные клипера, способные подолгу находиться в океане на торговых путях противника. Самыми развитыми и потому уязвимыми коммуникациями располагала тогда Англия. Против нее-то и было направлено острие крейсерского флота, лихорадочно сооружавшегося на русских верфях во время Крымской войны. Так, осенью 1855 года была начата и в 1856 году закончена постройка 14 однотипных винтовых корветов: "Боярин" (4). Однако хотя им не довелось участвовать в боевых действиях против английского торгового флоте (к моменту их вступления в строй Крымская война закончилась), они вполне оправдали возлагавшиеся на них надежды. Так, "Новик", "Боярин" и "Воевода" в составе эскадры под командованием капитана первого ранга Д. Кузнецова в 1857-1860 годах совершили первое в истории кругосветное плавание паровых кораблей.
Тогда же были построены и шесть паровых клиперов - кораблей, которых не было ни в одном флоте, кроме русского. Родоначальником парусных клиперов считается "Радуга", сработанная американским корабельным мастером Мак Кеем в 1845 году. Эти сравнительно небольшие суда применялись в торговом флоте для перевозки особо ценных грузов и отличались рекордной быстроходностью. Это качество навело русских моряков на мысль создать легкие винтовые быстроходные клипера для крейсерской службы. Так появились "Джигит" (5), "Разбойник", "Опричник", "Стрелок", "Пластун" и "Наездник", спущенные на воду в 1856 году.
Окончание Крымской войны отнюдь не привело к сокращению русских кораблестроительных программ, осуществление которых должно было сделать Россию третьей морской державой мира. И в этих программах основное внимание уделялось, пожалуй, именно крейсерам...

Пароходофрегат "БОГАТЫРЬ", Россия, 1836 год

Пароходофрегат "ВЛАДИМИР", Россия, 1846 год, построен в Англии Водоизмещение 1200 т , номинальная мощность 400 л.с., длина между перпендикулярами 61 м, ширина 11 м. Вооружение - 9 орудий.

Винтовой фрегат "АРХИМЕД", Россия, 1848 год. Водоизмещение 2400 т, номинальная мощность 300 л.с., длина между перпендикулярами 54,5 м, ширина 13,4 м, среднее углубление 6,1 м. Вооружение - 48 орудий.

Фрегат "ГРОМОБОЙ", Россия, 1857 год. Водоизмещение 3199 т, номинальная мощность 360 л.с., скорость под парами 8 узлов, длина между перпендикулярами 75 м, ширина 15,3 м, среднее углубление 6,6 м.

Корвет "БОЯРИН", Россия, 1856 год. Водоизмещение 885 т, номинальная мощность 200 л.с., скорость под парами 7 узлов, длина между перпендикулярами 50 м, ширина 9,7 м, среднее углубление 3,15 м. Вооружение - 11 орудий. Всего построено 14 единиц: "Боярин", "Воевода", "Новик", "Посадник", "Рында", "Гридень", "Вол", "Волк", "Медведь", "Зубр", "Рысь", "Вепрь", "Буйвол", "Удав".

Клипер "ДЖИГИТ", Россия, 1856 год. Водоизмещение 615 т, номинальная мощность 150 л.с., скорость под парами 8-9 узлов. Длина между перпендикулярами 46,4 м, ширина 9,1 м, среднее углубление 3,7 м. Вооружение - 6 орудий. Всего построено шесть единиц: "Джигит", "Разбойник", "Опричник", "Стрелок", "Пластун", "Наездник".

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz