МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ПОСЛЕДНИЕ БРОНЕНОСЦЫ ФРАНЦИИ

С.Балакин

Так уж нередко бывает, что по прибытии корабля в порт мгновенно спадает не только присущее дальнему походу напряжение, но подчас и элементарная бдительность. Пожалуй, по этой причине столь неприятная вещь, как самовозгорание нитроцеллюлозного пороха, как правило, случается не в море, а на месте стоянки судна. Так или иначе, но командир французского броненосца "Иена" проявил явную беспечность, когда, поставив свой корабль в сухой док для ремонта, не позаботился выгрузить на берег боезапас. Тем более что в ходе ремонта разобрали систему охлаждения погребов. И вот 12 марта 1907 года из кормового магазина 100-мм снарядов неожиданно повалил дым. Вовремя затопить отсек стоящему в доке кораблю оказалось невозможным, и пламя быстро распространилось в корму, приблизившись к месту хранения 305-мм снарядов. Минута - и мощнейший взрыв превратил современный броненосец в груду металла. 118 убитых и 35 раненых - таков итог первой из двух тулонских трагедий, в мирное время уменьшивших флот Франции на два линкора.
Но вот что удивительно: именно вдребезги разрушенной "Иене" выпала миссия подвести черту под полувековым паритетом в борьбе снаряда и брони. В 1909 году французы использовали корпус искалеченного броненосца в качестве мишени для испытаний удлиненных 305-мм бронебойных снарядов. Результаты стрельб превзошли все ожидания. Новый снаряд весил 435 кг и имел заряд в 13 кг мелинита, в то время как применявшиеся ранее 335-кг снаряды снаряжались лишь 8 кг взрывчатки. Благодаря закаленному наконечнику и высокой начальной скорости (875 м/с) снаряд легко пробивал главный пояс "Иены", а новый взрыватель обеспечивал взрыв за броней, вызывая огромные разрушения внутри корабля. Фугасные же тонкостенные снаряды, начиненные большим количеством взрывчатки (до 15% от веса снаряда) и принесшие победу адмиралу Того, при обстреле "Иены" оказались беспомощными. Так путем проб и ошибок был наконец выработан оптимальный тип снаряда, вскоре нашедший распространение во всех флотах мира.
К середине 90-х годов французский броненосный флот, считавшийся вторым в мире после английского, представлял собой уникальный конгломерат боевых кораблей, среди которых практически не было и двух однотипных. Такой разнобой существенно затруднял управление эскадрой в бою. Здравый смысл призывал отказаться от чрезмерной экстравагантности предыдущих проектов и приступить к строительству броненосцев более традиционного, апробированного многими флотами мира типа.
Важным шагом в этом направлении стала закладка трех кораблей серии "Шарлемань". Новые броненосцы получили наконец артиллерию главного калибра в двухорудийных башнях. Они имели типично "французскую" защиту: два очень узких броневых пояса по всей длине корпуса и две бронепалубы с многочисленными клетками и коффердамами, заполненными целлюлозой. Такую систему бронирования трудно назвать удовлетворительной: ведь поясная броня возвышалась над ватерлинией всего лишь на 1 м, и малейший крен в бою мог вызвать затопление корабля через пробоины в незащищенной обшивке. В целом проект новых линкоров сильно испортило стремление конструкторов ограничить их водоизмещение.
Устранить недостаточное бронирование попытались в следующем близком по типу корабле - печально известной "Иене". Благодаря некоторому росту размерений удалось увеличить и высоту поясной брони. Вместе с тем длинный и узкий корпус "Иены", оснащенный неудачными скуловыми килями был подвержен сильной качке и делал корабль очень неустойчивой орудийной платформой.
На последнем прямом потомке "Шарлемани" - броненосце "Сюффрэн" - еще больше увеличили площадь забронированного борта, а шесть из десяти 163-мм пушек разместили в одноорудийных башнях. Получился вполне приличный боевой корабль, однако по размерам, качеству брони и конструкции подводной защиты он все равно заметно уступал строившемуся одновременно с ним "Цесаревичу".
Параллельно с линкорами во Франции активно строили и броненосцы береговой обороны, некоторые из них представляли собой весьма мощные боевые единицы. Так, в 1894-1896 годах в строй вошли "Жеммапэ", "Вальми", "Бувинэ" и "Амираль Треуар" - корабли водоизмещением в 6500-6700 т и вооружением из двух тяжелых длинноствольных орудий в одиночных башнях (на первых двух калибра 340 мм, на последних - 305 мм).
Но если их все же трудно причислить к рангу полноценных линкоров, то построенный вслед за ними одиночный "Анри IV" уже вполне мог считаться таковым. Впрочем, этот экспериментальный корабль, созданный Эмилем Бертэном, настолько необычен, что заслуживает, чтобы рассказать о нем чуть подробнее.
Главной отличительной чертой "Анри IV" стало парадоксальное сочетание крайне низкого (высотой всего 1 м) надводного борта и вполне приличной мореходности за счет сильно поднятого двухъярусного полубака. Главный броневой пояс чуть-чуть не доходил до кормы и заканчивался 100-мм траверзом. Нижняя броневая 30-мм палуба, закругляясь, плавно переходила в продольную противоторпедную переборку - подобная же конструкция была применена и на "Цесаревиче". За главным поясом через каждые 1,2 м шли поперечные переборки, делившие корпус на многочисленные ячейки (так называемая система "бокс бэкинг"). Общий вес брони на "Анри IV" был рекордным - 3528 т, или 40,1 % от водоизмещения!
Необычным было и расположение артиллерии. Носовая 274-мм башня находилась на очень большой высоте, а в корме Бертэн впервые применил линейно-возвышенное размещение башен, которое через десятилетие найдет широкое распространение во всем мире.
Построив "Цесаревич", французы наконец-то осознали ущербность всех своих предыдущих броненосцев: увеличение водоизмещения русского корабля на каких-нибудь 1,5-2 тыс. т позволило обеспечить гораздо лучшую броневую защиту и дало ряд других преимуществ. Выводы были сделаны: в 1901-1903 годах состоялась закладка сразу шести крупных эскадренных броненосцев типа "Репюблик". Мореходные, мощно вооруженные и хорошо бронированные корабли вполне могли считаться достойными соперниками английских броненосцев типа "Лондон" и "Кинг Эдуард VII", но... к моменту их ввода в строй англичане уже построили свой эпохальный "Дредноут". В результате вся серия французских линкоров мгновенно устарела.
Трудно объяснить, почему именно Франция, внесшая столь значительный вклад в военное кораблестроение, в тот переломный момент оказалась в числе ярых консерваторов, и ее флот быстро скатился со второго места в мире на четвертое. Но факт остается фактом: в 1906-1908 годах, когда все развитые страны полностью переключились на строительство дредноутов, французы заложили 6 кораблей типа "Дантон" - последние в мире традиционные броненосцы. Являвшиеся, по сути, развитием своих предшественников, они вместо паровых машин получили турбины Парсонса, однако из-за неудачных котлов Никлосса скорость "Кондорсэ", "Дидро" и "Верньо" на испытаниях составила лишь 19,5-19,9 узла. Чуть выше (до 20,6 уз.) она была у остальных, оснащенных котлами Бельвиля, хотя все равно уступала большинству своих зарубежных ровесников. Система бронирования хотя и впитала в себя (наконец-то!) идеи Бертэна, но уже не могла противостоять современным бронебойным снарядам. Пожалуй, единственное, в чем линкоры типа "Дантон" могли тягаться с первыми английскими дредноутами - так это в артиллерии. Двенадцать башенных 240-мм орудий, способных каждую минуту выпускать по два 220-кг снаряда на дальность до 13 км, не уступали 305-мм пушкам, делавшим один выстрел в минуту. А в 1918 году, после увеличения углов возвышения и установки новых строенных дальномеров с базой в 3,66 м, дальность стрельбы достигла 18 км, что сделало 240-мм пушки "Дантонов" самыми дальнобойными во всем французском флоте. Неудивительно, что эти орудия пережили свои корабли: установленные на берегу в Дакаре, они в 1940 году нанесли серьезные повреждения английским крейсерам "Дели" и "Камберленд".
Судьбу французских броненосцев не назовешь слишком счастливой. Через четыре года после гибели "Иены" участь последней разделил и новейший линкор "Либертэ": 25 сентября 1911 года он взорвался на том же месте и по той же причине, что и его предшественник. Список жертв второй тулонской катастрофы еще более длинный: 204 убитых и 184 раненых...
Все остальные броненосцы активно использовались в годы первой мировой войны - преимущественно на Средиземноморском театре. Самыми невезучими из них оказались "Сюффрэн" и "Голуа": сначала они сильно пострадали у Дарданелл от огня турецкой береговой артиллерии, а затем с месячным интервалом затонули от торпед, выпущенных немецкими подлодками U-52 и U-47 соответственно в ноябре и декабре 1916 года. 19 марта следующего года опять-таки от торпеды субмарины U-64 пошел ко дну "Дантон". Более удачливым оказался "Вольтер": в октябре 1918 года он подвергся атаке подлодки UB-48, но благополучно выдержал два торпедных попадания. "Верньо" и "Мирабо" в качестве кораблей-интервентов находились в Севастополе, причем последний в феврале 1919 года в шторм сел на мель у берега Крыма и был снят только в апреле, после демонтажа носовой 305-мм башни и части бортовой брони.
В 20-е годы почти все французские броненосцы были исключены из боевого состава флота. Только "Дидро", "Вольтер" и "Кондорсэ" после модернизации и улучшения подводной защиты продолжали нести службу в качестве учебно-артиллерийских кораблей. Первые два пошли на слом в 1937-1939 годах, а последний, переоборудованный в блокшив, затонул от взрыва в Тулоне в ноябре 1942 года. Поднятый немцами "Кондорсэ" вновь был потоплен в августе 1944 года - на сей раз союзной авиацией. Многострадальный линкор вторично подняли и сдали на слом вскоре после окончания войны.
"Французская ветвь" школы Эмиля Бертэна пустила свои корни и в России Несомненные достоинства "Цесаревича" побудили российское морское ведомство выбрать его в качестве прототипа серии броненосцев, строительство которых намечалось на отечественных верфях. В 1900-1902 годах в Петербурге состоялась закладка сразу пяти кораблей типа "Бородино". От своего французского прародителя они отличались еще большей площадью бронирования (не защищенная на "Цесаревиче" батарея 75-мм орудий получила трехдюймовую броню), усовершенствованными узлами броневых стыков и рядом других изменений. Правда, за это пришлось заплатить уменьшением толщины брони. Увы, последнее не спасло новые линкоры от чрезмерной перегрузки: их водоизмещение вместо 13 530 т по проекту в действительности перевалило за 15 тыс. т, а осадка возросла на целый метр. В результате нижний броневой пояс полностью скрылся в воде, что сыграло роковую роль в судьбе этих кораблей.
Первые четыре броненосца типа "Бородино" совершили беспримерный переход в составе второй Тихоокеанской эскадры. "Бородино", "Император Александр III" и "Князь Суворов" погибли в Цусимском бою, а тяжело поврежденный "Орел" сдался в плен и после кардинального переоборудования (с него, в частности, сняли все 152-мм башни, заменив их шестью палубными 203-мм пушками) служил в составе японского флота под названием "Ивами" вплоть до 1924 года, когда он был потоплен на маневрах морской авиацией. Последний, пятый броненосец типа "Бородино" - "Слава" - остался на Балтике, затем совместно с "Цесаревичем" ходил на Средиземное море, участвовал в 1908 году в спасении пострадавших жителей разрушенной землетрясением Мессины. Вместе с "Гражданином" "Слава" участвовала в сражении с кайзеровским флотом в Рижском заливе и 17 октября 1917 года после полученных повреждений была взорвана и затоплена у входа в Моонзундский канал.

Эскадренный броненосец "КНЯЗЬ СУВОРОВ", Россия, 1904 г. Заложен в 1901 г., спущен на воду в 1902 г. Водоизмещение фактическое 15 275 т, длина по ВЛ 118,8 м, ширина 23,22 м, осадка 8,9 м. Мощность машин 15 800 л. с., скорость 17,5 уз. Броня (крупповская): пояс по ВЛ 194--125 мм, верхний пояс 152-102 мм, башни ГК 254 мм, 152-мм башни 152 мм, батарея 76 мм, палубы до 107 мм (суммар.), рубка 203 мм. Вооружение: четыре 305-мм, двенадцать 152-мм и двадцать 75-мм орудии, двадцать 47-мм и две 37-мм пушки Гочкиса, две 63-мм пушки Барановского, 4 торпедных аппарата. Всего построено 5 единиц (закончены в 1904-1905 гг.): "Бородино", "Император Александр III", "Князь Суворов", "Орел" и "Слава".

Линейный корабль "ШАРЛЕМАНЬ", Франция, 1894 г.

Линейный корабль "АНРИ IV", Франция, 1897 г.

Линейный корабль "ИЕНА", Франция, 1898 г.

Линейный корабль "СЮФФРЭН", Франция, 1899 г.

Линейный корабль "РЕПЮБЛИК", Франция, 1901 г.

Линейный корабль "ДАНТОН", Франция, 1911 г. Заложен в 1906 г., спущен на воду в 1909 г Водоизмещение 19 763 т (полное), длина по ВЛ 144,9 м, ширина 25,8 м, осадка 9,2 м. Мощность турбин 22 500 л.с., скорость 19,5 уз. Броня (крупповская): пояс 270-150 мм, палуба 48 мм + 45 мм, башни ГК 305 мм, 240-мм башни 220 мм, рубка 300 мм. Вооружение: четыре 305-мм и двенадцать 240-мм орудий, шестнадцать 75-мм и десять 47-мм пушек, 2 торпедных аппарата. Всего построено 6 единиц: "Дантон", "Кондорсэ", "Дидро", "Мирабо", "Вернье" и "Вольтер" (все - 1911 г.).

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz