МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

СТАРИКИ ПРИНИМАЮТ БОЙ

С.Балакин

Корабли неприятеля возникли совсем неожиданно. Сначала об их появлении сообщил крейсер "Алмаз", а несколько минут спустя их заметили и на флагманском линкоре "Евстафий". Сомнений не оставалось: вынырнувшие из плотной пелены тумана силуэты принадлежали линейному крейсеру "Гебен" и легкому крейсеру "Бреслау", недавно формально проданным Германией Турции и получившим новые названия "Султан Явуз Селим" и "Мидилли". Дистанция до противника составляла всего лишь 38 кабельтовых, и державший флаг на "Евстафии" командующий флотом вице-адмирал А. А. Эбергард приказал немедленно открыть огонь.
И тут произошло нечто невероятное. С первого же залпа русские комендоры накрыли "Гебен", и 12-дюймовый снаряд, пробив 127-мм броню, разорвался внутри кормового каземата левого борта, вызвав сильный пожар. Немцы, в то время заслуженно считавшиеся отличными артиллеристами и гордившиеся своей способностью поражать цель третьим залпом (перелет, недолет, накрытие), такого никак не ожидали. Противник резко изменил курс и открыл ответный огонь из своих 11-дюймовых орудий.
В дальнейшем сражение, известное как бой у мыса Сарыч, свелось к дуэли флагманских кораблей. К сожалению, плохая видимость и низко стелющийся дым не позволили вести прицельную стрельбу следовавшим в кильватерном строю за "Евстафием" русским линкорам "Иоанн Златоуст", "Пантелеймон", "Три Святителя" и "Ростислав". Но и огня одного корабля оказалось достаточно, чтобы неприятель понял: перед ним уже не тот противник, что противостоял Японии десять лет назад. Урок Цусимы для русских моряков не прошел бесследно, и через 14 минут после начала боя "Гебен", получив 14 попаданий (в том числе три 305-мм снарядами), воспользовался своим преимуществом в скорости хода и исчез в тумане. Поединок со старым линкором обошелся ему дорого. Данные о потерях в его экипаже противоречивы; по наиболее авторитетным источникам, они составили 112 человек (а по другим данным, даже 172 человека: 115 убитыми и 57 ранеными). То есть за 14 минут боя новейший немецкий линейный крейсер понес потери больше, чем русский броненосец "Орел" за 5 часов Цусимского сражения!
Справедливости ради следует отметить, что и "Евстафию" в тот пасмурный день 17 ноября 1914 года пришлось несладко. Из 19 выпущенных "Гебеном" 280-мм снарядов четыре (21%) поразили русский флагманский корабль, нанеся ему ряд серьезных повреждений. "Евстафий" потерял 58 человек команды -33 убитыми и 25 ранеными, что для столь скоротечного боя тоже чрезвычайно много. Все это лишний раз доказывало: вступать в поединок с новейшими дредноутами линкорам-старикам крайне рискованно. Однако другого выхода у русского командования не было: к началу первой мировой войны линкоры типа "Императрица Мария" еще только строились, и основной боевой силой на черноморском театре являлась бригада из четырех устаревших линейных кораблей. Хотя последние были довольно близки по типу, их ввод в строй растянулся по времени аж на 16 лет...
В начале 90-х годов прошлого века основу Черноморского флота составляли барбетные броненосцы типа "Синоп" и одиночный "Двенадцать апостолов". При всей своей оригинальности эти корабли стремительно устаревали, поэтому в сентябре 1891 года на Николаевском адмиралтействе "в присутствии Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича" был заложен башенный броненосец "английской" схемы, получивший название "Три Святителя" и ознаменовавший собой важный этап в отечественном кораблестроении.
Прототипом его послужил балтийский "Наварин". В то же время недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере преодолеть. Во-первых, было решено отказаться от неразумного ограничения размеров - в результате проектное водоизмещение достигло 12 480 т. Во-вторых, намучившись с отечественными поставщиками брони для "Наварина" (Ижорский завод не только сорвал оговоренные контрактом сроки, но и вообще не смог изготовить 4 крупногабаритные броневые плиты для башен, из-за чего их пришлось перезаказывать заводу "Сен-Шамон" во Франции), "Три Святителя" одели в импортированную из Англии сталеникелевую броню завода "Виккерс" - более прочную и своевременно доставленную. Наконец, в-третьих, уже в ходе строительства предусмотренные проектом 35-калиберные пушки главного калибра в круглых неуравновешенных башнях заменили новыми 40-калиберными. Прекрасно показали себя и ходовые механизмы (также закупленные в Англии): на испытаниях "Три Святителя" развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16-ти. И это несмотря на все же имевшую место почти 900-тонную перегрузку и переуглубление на 0,44 м! В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец по праву мог считаться не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и мира.
Может показаться странным, что строившиеся в те годы в Николаеве и Севастополе линкоры были более мощными и крупными, чем их балтийские собратья: ведь первые были закупорены в Черном море международными соглашениями, запрещающими их проход через Босфор и Дарданеллы, а вторые, наоборот, чуть ли не всю свою карьеру проводили в дальних плаваниях! Причина столь несообразной на первый взгляд морской политики кроется в первую очередь в историческом стремлении России к контролю над черноморскими проливами - планы по их захвату в штабах рассматривались регулярно. Соответственно Турция и стоявшая за ее спиной Англия традиционно считались куда более вероятными противниками, чем далекая и пока не воспринимаемая всерьез Япония или тем паче - дружественная Германия. К тому же на Балтике значительная часть средств уходила на строительство океанских крейсеров - истребителей торговли, а броненосцы долго не могли отмыться от ярлыка кораблей береговой обороны. Так или иначе, но Черноморский флот вплоть до конца 90-х годов располагал куда более полноценными линкорами, нежели Балтийский.
Следующим черноморским броненосцем стал "Ростислав" - корабль, предназначенный для действий на мелководье. В целях экономии средств его проект предусматривал умеренные размеры и широкую унификацию самых различных элементов. По существу представляя собой уменьшенную копию броненосца "Полтава", "Ростислав" имел массу заимствований: теоретический чертеж и механизмы - от "Сисоя Великого", башни главного калибра - от броненосцев береговой обороны типа "Адмирал Ушаков", башни среднего калибра (весьма, кстати, неудачные) - от той же "Полтавы". Броню заказали в США заводу "Бетлехем стил", где уже делались плиты для "Петропавловска", "Севастополя", "Адмирала Ушакова". Оригинальной особенностью "Ростислава" стало разве что впервые примененное нефтяное отопление паровых котлов. В целом корабль имел характерные для всех "дешевых" броненосцев недостатки: был перегружен и почти на два узла отставал от "Трех Святителей" по скорости хода.
В дальнейшем от попыток сэкономить средства за счет неполноценности боевых качеств отказались, и все последующие черноморские броненосцы базировались на проекте "Трех Святителей". "Князь Потемкин-Таврический", по существу, имел тот же самый корпус (лишь с добавленным полубаком) и отличался от предшественника применением новых котлов Бельвиля вместо водотрубных (огнетрубных? - прим.ред.сайта), несколько измененной схемой бронирования и типом брони (крупповская отечественного производства), увеличенным числом 152-мм орудий и внедрением электропривода 12-дюймовых орудий вместо устаревшей гидравлики. В итоге получился достаточно мощный и хорошо защищенный броненосец, хотя скопированные с английских машины, несмотря на меньшую перегрузку корабля, смогли обеспечить лишь 16-узловый ход.
Развитием "Потемкина" стали два линкора типа "Евстафий" - фактически повторение прототипа, но с усиленным средним калибром за счет замены четырех 152-мм орудий на 203-мм. Правда, в ходе строительства в их проект пришлось внести множество мелких изменений, вызванных опытом русско-японской войны. Сложность осуществления этих усовершенствований заключалась в том, что ни в коем случае нельзя было перегружать корабль. Памятуя печальный опыт Цусимы, Морской технический комитет в сентябре 1905 года издал специальный циркуляр, категорически запрещавший принимать от подрядчиков судовые конструкции и элементы даже с малейшим перевесом. Это возымело действие: металлический завод ухитрился изготовить орудийные башни даже легче, чем это предусматривалось чертежами. (На "Иоанне Златоусте" экономия только за счет более равномерной прокатки башенной брони составила 14,5 т, а на "Евстафий" - 18 т.) Однако постоянные переработки проекта, неудачные попытки переделать элеваторы подачи боезапаса под удлиненные 305-мм снаряды, забастовки рабочих и прочие неурядицы привели к тому, что когда наконец линкоры были готовы, они вообще потеряли боевую ценность. И неудивительно: к тому времени ведущие морские державы уже лихорадочно вводили в строй дредноуты...
Одним из важных уроков, извлеченных из поражения в войне с Японией, стало совершенствование боевой подготовки комендоров и систем управления огнем. В этом отношении черноморские броненосцы вскоре стали непревзойденными лидерами. Регулярные учебные стрельбы, внедрение дальномеров с увеличенной базой, опыты по централизованному наведению орудий сразу на всех линкорах бригады с помощью радио и, наконец, капитальная модернизация в 1912 году "Трех Святителей", подтянувшая параметры броненосца к своим более молодым собратьям,- все это дало немалый эффект. И неожиданное попадание в "Гебен" первым же залпом отнюдь не было случайностью. После боя у мыса Сарыч активность германо-турецких сил на Черном море резко упала.
Повторная встреча бригады "стариков" с "Гебеном" состоялась полгода спустя. 10 мая 1915 года у Босфора противники провели 22-минутный поединок на очень большой - 90 кабельтовых - дальности. Последняя и предопределила низкую результативность огня. Из 150 выпущенных немцами 280-мм снарядов в русские корабли не попал ни один. Наши линкоры послали в неприятеля 169 305-мм снарядов; три из них поразили "Гебен" и уничтожили одно 150-мм орудие. После чего линейный крейсер быстро ретировался.
В дальнейшем русские броненосцы использовались очень интенсивно: блокировали Босфор, поддерживали десантную операцию в Трапезунде, обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке. 2 сентября 1916 года находившийся у берегов Румынии "Ростислав" подвергся атаке с воздуха: три немецких гидросамолета сбросили на корабль около 25 бомб. Одна из них попала в броню кормовой башни и вывела из строя 16 человек, в том числе всю прислугу зенитного орудия. Сам броненосец практически не пострадал, тем не менее этот случай имел важное значение: первая успешная бомбардировка крупного корабля заставила всерьез заговорить о новом виде вооружений - морской авиации.
Последняя встреча черноморских "стариков" с "Гебеном" произошла при весьма скорбных обстоятельствах: следствием Брестского мира стала сдача Севастополя немцам. Бывший противник вошел в главную базу флота как победитель, и на замерших в Южной бухте броненосцах были подняты кайзеровские флаги. Правда, в море старые линкоры больше уже не выходили - ни при немцах, ни при их преемниках - англичанах. Последние, кстати, уходя в апреле 1919 года из Крыма, подорвали на всех кораблях паровые машины.
Последним боевым эпизодом в судьбе черноморских броненосцев стало использование Врангелем "Ростислава" в качестве несамоходной плавучей батареи на Азовском море в 1920 году. Перед уходом белого флота в Бизерту "Ростислав" был затоплен в Керченском проливе.
Остальные линкоры продолжали ржаветь в Севастополе. Брошенные Врангелем, они успели формально побывать в составе Красного флота, а "Евстафий" в 1921 году даже переименовали в "Революцию". Увы, в строй ни один из них так и не вошел, и в 1922 - 1923 годах их разобрали на металл.

Эскадренный броненосец "Три Святителя", Россия, 1895 г. Заложен в 1891 г., спущен на воду в 1893 г. Водоизмещение фактическое 13320 т, длина по ВЛ 113,2 м, ширина 22,2 м, осадка 8,6 м. Мощность машин 11 310 л. с., скорость 17 уз. Броня (сталеникелевая): пояс 457 мм, казематы 406 - 127 мм, башни 406 мм, палуба 76 - 51 мм, рубка 305 мм. Вооружение: четыре 305-мм, восемь 152-мм, четыре 120-мм, десять 47-мм и тридцать четыре 37-мм пушек, две 63-мм десантные пушки, 6 торпедных аппаратов.

Эскадренный броненосец "Ростислав", Россия, 1899 г. Заложен в 1895 г., спущен на воду в 1896 г. Водоизмещение фактическое 10140 т, длина по ВЛ 105,3 м, ширина 20,7 м, осадка 7,6 м. Мощность машин 8800л. с., скорость 15,8 уз. Броня (гарвеевская): пояс 368 - 254 мм, казематы 127 мм, башни ГК 254 мм, башни СК 127 мм, палуба 76 - 51 мм, рубка 127 мм. Вооружение: четыре 254-мм, восемь 152-мм орудий, двенадцать 47-мм и шестнадцать 37-мм пушек, две 63-мм десантные пушки, 6 торпедных аппаратов.

Эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический", Россия, 1904 г. Заложен в 1898 г., спущен на воду в 1900 г. Водоизмещение фактическое 12900 т, длина по ВЛ 113,2 м, ширина 22,2 м, осадка 8,4 м. Мощность машин 10 600 л. с., скорость 16 уз. Броня (крупповская): пояс 229 - 203 мм, казематы 152 - 76 мм, башни 254 мм, палуба 76 - 38 мм, рубка 229 мм. Вооружение: четыре 305-мм, шестнадцать 152-мм, четырнадцать 75-мм орудии, шесть 47-мм и две 37-мм пушки, две 63-мм десантные пушки, 4 пулемета, 5 торпедных аппаратов. В сентябре 1905 г. переименован в "Пантелеймон", в апреле 1917 г. - в "Борец за свободу".

Линейный корабль "Евстафий", Россия, 1911 г. Заложен в 1904 г., спущен на воду в 1906 г. Водоизмещение фактическое 13840 т, длина по ВЛ 114,9 м, ширина 22,5 м, осадка 8,2 м. Мощность машин 10 680 л. с., скорость 16,2 уз. Броня (крупповская): пояс 229 - 203 мм, казематы 152 - 127 мм, башни 254 мм, палуба 76 - 38 мм, рубка 229 мм. Вооружение: четыре 305-мм, четыре 203-мм, двенадцать 152-мм и шестнадцать 75-мм орудий, десять 47-мм пушек Гочкиса, две 63-мм десантные пушки Барановского, 6 пулеметов, 2 торпедных аппарата. Всего в Николаеве и Севастополе построено 2 единицы: "Евстафий" и "Иоанн Златоуст" (оба - 1911 г.).

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz