МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ПЕРВЫЙ ИСТИННЫЙ АВИАНОСЕЦ

Г.СМИРНОВ, В.СМИРНОВ

Японские самолеты появились над американским авианосцем <Лексингтон> 8 мая 1942 года в 11.15 - ровно через двадцать минут после того, как его радары обнаружили на северо-востоке множество точечных целей. Самолетов было около полусотни, и шли они несколькими эшелонами: в верхнем - истребители, затем - пикирующие бомбардировщики, и ниже всех - торпедоносцы. С ходу, не теряя времени на перестроение и маневрирование, в атаку устремились торпедоносцы и пикировщики. Противодействия при этом они практически не встретили: поднятым по тревоге американским самолетам сразу же навязали бой японские истребители.
Увидев, что на авианосец практически со всех сторон круто пикируют вражеские самолеты, а по поверхности воды протянулись белые следы торпед, командир <Лексингтона> капитан I ранга Шерман принял единственно верное решение - не обращать внимания на бомбы и постараться уклониться от торпед.
Вдруг сквозь грохот зенитных пушек и бомбовых разрывов Шерман услышал крик одного из своих офицеров:<Не меняйте курс, командир! Торпеды с обоих бортов идут параллельным курсом>. И действительно, несколько минут <Лексингтон> сопровождали две торпеды: они быстро обогнали его, пройдя вдоль корпуса в каких-нибудь 40-50 м, и исчезли из виду. Несмотря на все старания командира и команды, в корабль все-таки попали две торпеды и пять бомб, вызвавших пожары. Был поврежден привод сирены, и к грохоту боя добавился душераздирающий вой.
<Внезапно все снова стало спокойно, - вспоминал Шерман, - словно какой-то невидимый командир дал сигнал тишины. Японские самолёты исчезли, и комендоры прекратили стрельбу. Вдали были видны наши истребители: они сосредоточивались, готовясь к следующему бою. Но с противником было покончено. Я посмотрел на часы. Вся атака продолжалась ровно 9 минут>.
Повреждения <Лексингтона> поначалу казались не слишком страшными. Машины не пострадали и могли развить полную мощность, пожары удалось потушить, крен выправили перекачиванием водяного балласта. Командир службы живучести доложил Шерману о том, что повреждения ликвидированы, но предупредил: <Если последует новая атака, я предпочел бы принять ее правым бортом, поскольку в левом уже есть две торпедные пробоины>. Но опасаться следовало не новой атаки. В 12.47 где-то внутри <Лексингтона> раздался сильнейший взрыв, как потом оказалось, бензиновых паров. Корабль сильно раскачало, и из подъемника на полетной палубе повалил дым. От взрыва погиб командир дивизиона живучести с большинством своих людей, вышли из строя внутрикорабельная связь и пожарная система. Из вентиляционных отверстий вырывались языки пламени, начали рваться боеприпасы, а поврежденный подъемник на полетной палубе раскалился докрасна. Бороться с огнем было нечем, и в 17.00 адмирал Фитч посоветовал Шерману <убрать ребят с корабля>...
Так закончился бой в Коралловом море, значимость которого, по мнению историков, оказалась такой же, что и боя между <Монитором> и <Мерримаком> в 1862 году. Ведь это было первое решающее морское сражение, где все сделала палубная авиация и противоборствующие корабли не обменялись ни единым выстрелом. И символично, что погиб в этом бою именно <Лексингтон> - авианосец, предназначенный для участия в артиллерийском бою и в самостоятельном рейдерстве.
Мы уже рассказывали (<М-К>, 1981, № 11), что, вступая в первую мировую войну, американцы сняли авиационное оборудование с нескольких своих крейсеров и отправили их в европейские воды как чисто артиллерийские корабли, а морских летчиков перевели на береговые авиационные станции, организованные в США, Франции, Англии, Италии и на Азорских островах, Среди этих пилотов был и К. Уайтинг, с 1916 года ратовавший за создание специальных авианесущих кораблей. После войны он увлек своими идеями талантливого морского летчика Дж. Шевалье, с которым провел ряд экспериментов, важных для совершенствования авианосцев. Неустанная агитация Уайтинга и Шевалье в пользу авианосцев увенчалась успехом: в 1919 году морское министерство приняло решение о постройке первого американского авианосца <Лэнгли>.
Им стал бывший угольщик <Юпитер>: у него срезали всю надстройку выше верхней палубы и над ней от носа до кормы на пиллерсах установили деревянную взлетную палубу. В трюмах угольщика - втором, третьем, пятом и шестом - размещалось 55 самолетов, в четвертом оборудовали склады и мастерские, там же были смонтированы моторы подъемников. Для хранения авиационного горючего приспособили первый трюм. Ангара как такового на <Лэнгли> не было, вместо него под полетной палубой имелось рабочее помещение с двумя трехтонными мостовыми кранами; они поднимали самолеты из трюмов и доставляли их к подъемнику. В кормовой части полетной палубы располагался аэрофинишер, усовершенствованный Уайтингом и Шевалье.
По-новому была решена на <Лэнгли> проблема отвода дыма: два дымохода выводились под полетной палубой в две короткие трубы, выступавшие за правый борт и лишь незначительно возвышавшиеся над уровнем палубы. Во время приема и запуска самолетов трубы поворачивались вниз и выпускали дым к поверхности воды. Над палубой не возвышались никакие надстройки, даже мостик находился под ней, в задней части полубака. Только во время переходов поднимались две телескопические мачты.
С момента вступления авианосца в строй в марте 1922 года командовать им стал К. Уайтинг, а его друг Шевалье, совершив первую посадку самолета на этот корабль, разработал соответствующую инструкцию для пилотов. Но, подобно английскому <Аргусу>, <Лэнгли> был слишком тихоходен для действий в составе эскадры. Поэтому перед американцами встала острейшая необходимость создания более совершенных и быстроходных авианосцев. И, как в Англии, их основой стали линейные крейсера.
Американцы начали проектировать <Лексингтон> еще в период первой мировой войны. Это был крупнейший и быстрейший в мире линейный крейсер: при водоизмещении 35300 т он развивал скорость 35 узлов. После Ютландского сражения проект пересмотрели: водоизмещение увеличили до 44300 т, а скорость снизили до 33 узлов. Головной корабль серии из шести крейсеров - <Лексингтон>, <Саратога>, <Рейнджер>, <Конститьюшн>, <Констеллейшн> и <Юнайтед Стейтс> - заложили только в 1920 году, а еще через два года по Вашингтонскому соглашению достройка этих линейных крейсеров была отменена. Со стапелей сошли и вступили в строй американского флота лишь два корабля, но уже в совершенно ином качестве, авианосцы <Лексингтон> и <Саратога>...
Когда конструкторы приступили к их проектированию, в американских военно-морских кругах кипели споры, вызванные позицией генерала У. Митчелла - заместителя начальника ВВС США. Осенью 1920 года он заявил, что авиация <может разрушить, вывести из строя и потопить любое существующее военное судно и любое, которое будет построено>. Было решено проверить это заявление генерала на практике, подвергая бомбардировке трофейные и старые корабли.
Эти испытания произвели большое впечатление на ряд специалистов. Один из них - английский адмирал П. Скотт - опубликовал статью, в которой утверждал: <800-килограммовая бомба способна уничтожить самый современный корабль, а 1800-килограммовая может выбросить из воды боевой корабль любого типа, появившегося после Ютландского боя>. Однако большинство моряков отнеслось к результатам бомбардировок гораздо сдержаннее, объясняя быстрое уничтожение броненосцев их устарелостью и заведомо благоприятными условиями бомбардирования; цели были неподвижны, не вели зенитного огня, их команды не боролась за живучесть и так далее.
Да и сами аэропланы, если рассматривать их как средство доставки взрывчатки к цели, сильно уступали артиллерии. По мнению многих оппонентов той поры, бомбардировщик - не что иное, как орудие, единственное достоинство которого - дальнобойность. Во всем же остальном он проигрывает пушке.
Тем не менее возможность нанести удар издалека была достаточно заманчивой, чтобы эскадренный авианосец получил право на жизнь в американском флоте. Нанося повреждения вражеским силам задолго до того, как они приблизятся на дистанцию артиллерийской стрельбы, палубная авиация могла крепко помочь своим линкорам. Вот почему в начале 20-х годов в США сложилась концепция эскадренного авианосца, самолеты которого должны не только вести разведку и дозор, но и наносить бомбовые и торпедные удары по вражеским кораблям и базам и защищать свою эскадру от авиации противника.
Именно такими авианосцами были <Лексингтон> и <Саратога>. Американцы проектировали их по традиционной схеме: каждый корабль считается самостоятельной боевой единицей, не нуждающейся в посторонней защите при встрече с равноценным противником. Выполняя свои эскадренные обязанности, <Лексингтон> и <Саратога> не должны были обременять эскадру заботой об их собственной защите. Считалось, что высокая скорость хода позволит им уйти от более сильного врага, а при встрече с менее сильным или равноценным они смогут сами постоять за себя. Такому требованию хорошо соответствовали особенности, унаследованные <Лексингтоном> и <Саратогой> от линейных крейсеров: высокая скорость, 152-мм поясная и 76-мм палубная броня, мощные 203-мм крейсерские орудия.
Готовя авианосцы к возможному артиллерийскому бою, конструкторы впервые сделали полетную палубу не простой надстройкой, а включили ее в конструкцию прочного корпуса. Для этого борта довели до верхней палубы, сделав в них вырезы для приема шлюпок и катеров, Узкая обтекаемая надстройка, четыре башни главного калибра и четыре дымохода, заключенные в широкий общий кожух, были смещены к правому борту. Получившийся таким образом <остров> мало загромождал полетную палубу. В кормовой части ее были натянуты тросы аэрофинишера, в центральной находились два подъемника, подававшие самолеты наверх из двухэтажного ангара, а в носовой части - катапульта.
В 1922 году США подписали Вашингтонское морское соглашение, по которому суммарное водоизмещение американских авианосцев ограничивалось 135 тыс. т. Поскольку общее водоизмещение <Лексингтона> и <Саратоги> составляло 66 тыс. т, на запланированные к постройке пять новых оставалось 69 тыс. т, так что водоизмещение каждого из них не должно было превышать 13-14 тыс. т.
Когда после пятилетнего перерыва американцы приступили к созданию этих авианосцев, взгляды на их место в эскадре и роль в бою изменились. Теперь считалось, что это чисто вспомогательный корабль, главная задача которого - обслуживать эскадры и соединения, быть при них плавучим аэродромом. Выступая в такой роли, авианосец должен был действовать только в составе соединения под охраной крейсеров и эсминцев, когда встреча с равноценным противником один на один практически исключалась. Поэтому сильное бронирование и главная артиллерия становились ненужными и могли быть принесены в жертву самолетовместимости. Отражением новых взглядов стал в американском флоте <Рейнджер> - первый авианосец, не переделанный из кораблей других классов, а с самого начала проектировавшийся как авианесущий.
Спущенный на воду в 1933 году, <Рейнджер> проигрывал при сравнении со своими величественными предшественниками: он был тихоходнее, нес слабую броневую защиту, а главная артиллерия на нем отсутствовала вовсе. Но при вдвое меньшем водоизмещении он принимал на борт почти столько же самолетов, сколько <Лексингтон>, - 86 по сравнению с 90!
Полетная палуба и ангары на <Рейнджере> были сделаны в виде надстройки, возвышавшейся над корпусом, и не вносили никакого вклада в его прочность. Надстройку сдвинули к правому борту, а дымоходы шли к шести коротким трубам - по три на каждом борту, В зависимости от направления ветра дымовые газы направлялись налево или направо, причем при посадке самолетов трубы могли поворачиваться и принимать горизонтальное положение. Для подъема самолетов на полетную палубу и ускорения их запусков в воздух на <Рейнджере> были предусмотрены один подъемник и одна катапульта.
К началу второй мировой войны четыре первых американских авианосца претерпели ряд изменений. <Лэнгли> в 1937 году переоборудовали в авиатендер для перевозки самолетов. На <Лексингтоне> в 1941 году сняли 203-мм орудия для последующей замены 127-мм универсальными пушками, но установить их так и не успели. На <Саратоге> уже в ходе боевых действий 203-мм орудия заменили 127-мм, увеличили полётную палубу, малокалиберную зенитную артиллерию усилили 96 40-мм и 32 20-мм автоматами, в подводной части левого борта сделали противоторпедный буль.
Первым в воине погиб <Лэнгли>. В критические дни боев в Голландской Ост-Индии - так тогда именовалась современная Индонезия - голландский адмирал Гелфрих добился от союзников, чтобы самолеты, отправленные из Австралии на Цейлон авиатендером <Лэнгли>, были переадресованы на Яву. 26 февраля 1942 года японские палубные самолеты обнаружили авиатендер и сопровождавшие его эсминцы в ста милях от Явы: в последовавшей за этим атаке <Лэнгли> получил пять прямых бомбовых попаданий. Дальнейшие события стали, как показал боевой опыт, типичными для авианосцев, пораженных с воздуха. На <Лэнгли> вспыхнули пожары, горели самолеты, полыхал бензин, а тушить их было нечем, так как пожарная система была выведена из строя. Через четыре часа, сняв с авиатендера экипаж, эсминцы добили его артиллерийским огнем.
Через два месяца примерно так же погиб <Лексингтон>. <Саратога> же провоевала всю войну и была затоплена в 1946 году после участия в ядерных испытаниях на атолле Бикини. Что же касается <Рейнджера>, то он оказался неприспособленным для напряженных и активных боевых действий и использовался вначале как авиатранспорт, а потом как учебный корабль. Но зато <Рейнджер> послужил прототипом для следующей серии американских авианосцев типа <Йорктаун>, боевые действия которых заставили самых закоренелых противников морской авиации говорить об этом классе кораблей как о <его величестве авианосце>. И начало такому пересмотру взглядов положил бой в Коралловом море, в котором погиб <Лексингтон> и в котором надводные корабли не обменялись ни единым выстрелом...

Авианосец "ЛЕКСИНГТОН", США, 1925 г. Переделан из линейного крейсера. Водоизмещение полное 39 тыс. т, стандартное - 33 тыс. т, 8 турбогенераторов и 8 главных электродвигателей суммарной мощностью 184 тыс. л. с., 4 пиита, скорость хода 33,25 узла. Бронирование: пояс 152 мм, переборки 152 мм, главная палуба 76 мм, нижняя палуба 25-76 мм, башни 37-76 мм, барбеты 152 мм. Длина наибольшая 270 м, по ватерлинии-252 м, ширина 32 м, по полетной палубе - 39,6 м, среднее углубление 8,55 м. Вооружение: 8 203-мм орудий, 12 127-мм зениток, 90 самолетов, 1 катапульта. В 1941 году 203-мм орудия были сняты, но установить вместо них новые 127-мм универсальные орудия не успели, и в сражениях второй мировой воины <Лексингтон> участвовал без этих пушек.

Авианосец "ЛЭНГЛИ", США, 1922 г. Переделан из бывшего угольщика <Юпитер>, спущенного на воду в 1912 году. Начало переделки - 1919 год, вступил в строй в 1922-м. Водоизмещение 11050 т, 2 турбозубчатых агрегата с электропередачей мощностью 5500 л. с., скорость хода 15 узлов. Длина наибольшая 166 м, ширина 20 м, среднее углубление 6,5 м. Вооружение: 55 самолетов, 4 127-мм орудия, В 1937 году переоборудован в авиатендер.

Авианосец "РЕЙНДЖЕР", США, 1933 г. Первый специально спроектированный американский авианосец. Водоизмещение стандартное 14 500 т, 2 турбозубчатых агрегата мощностью 53 500 л, с., скорость хода 29,25 узла, Бронирование: пояс 51 мм, две палубы по 25 мм, траверсы 51 мм. Длина наибольшая 234 м, по ватерлинии - 222 м, ширина 24,4 м, по полетной палубе - 30 м, среднее углублений 6,02 м. Вооружение: 88 самолетов, 8 127-мм зениток, 1 катапульта. В годы войны зенитная артиллерия была усилена 24 40-мм и 52 20-мм автоматами.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz