МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

БИТВЫ НАД ОКЕАНОМ

Г.СМИРНОВ, В.СМИРНОВ

Вылавливать из воды экипажи сбитых <летающих крепостей>, производящих налеты на столицу Японии с аэродромов на островах Сайпан и Гуам, было поручено американской подводной лодке <Арчерфиш>. И как знать, может, военная судьба и не свела бы эту субмарину с крупнейшим, только что построенным японским авианосцем <Синано>, если бы налет, назначенный на 28 ноября 1944 года, не был отменен...
Получив это сообщение, командир <Арчерфиш> приказал погрузиться на перископную глубину. Весь день лодка патрулировала неподалеку от острова Инамба. Вечером в 22.00 ее радиолокатор засек крупный корабль, шедший 20-узловым ходом вдоль берега. Когда выяснилось, что это вражеский авианосец, командир субмарины начал маневрировать, выбирая удобную для атаки позицию. Преследование поначалу казалось безнадежным, поскольку скорости авианосца и лодки были несоизмеримыми. Но, как ни парадоксально, подводникам помогло следующее обстоятельство: командир авианосца, опасаясь встретить американские субмарины, вел корабль противолодочным зигзагом. Это существенно убавило ему скорости, и <Арчерфиш>, форсируя двигатели, ухитрился, не отрываясь, преследовать противника в течение пяти часов.
Очередной разворот противолодочного зигзага, который совершил <Синано> в 3 часа в ночь на 29 ноября, вывел авианосец курсом прямо на лодку. Командир субмарины выпустил залпом шесть торпед и стремительно повел лодку на большую глубину. Четыре взрыва, последовавшие через одинаковые промежутки времени, на <Арчерфише> услышали еще до того, как эсминцы эскорта начали сбрасывать глубинные бомбы.
Продолжая идти малым ходом, авианосец начал крениться, спустя три часа после атаки машины пришлось остановить - экипаж оставил корабль. Еще через шесть часов <Синано> опрокинулся и затонул...
Все это произошло через 17 дней после вступления в строй и через 24 часа после первого выхода авианосца в море. <Синано> оказался самым недолговечным боевым кораблем, хотя японский флот возлагал на него большие надежды. Создание этого крупнейшего авианосца второй мировой войны свидетельствовало о коренном изменении взглядов японцев на принципы ведения войны на море.
Начиная с 1918 года Япония стала рассматривать США как своего главного потенциального противника на Тихом океане. А поскольку, по воззрениям тех лет, считалось, что нападающая страна должна быть в полтора раза сильнее обороняющейся, японская дипломатия на всех международных конференциях настаивала на соотношении между своим и американским флотом семь к десяти. Требования эти отвергли и в Вашингтоне и в Лондоне в 1922 и 1930 годах, и для основных классов боевых кораблей было принято соотношение три к пяти.
Все это вынудило японцев пойти на хитрость: они лихорадочно строили корабли в соответствии с отведенным им на конференциях тоннажем, пристально следя за американцами, которые поначалу не спешили реализовывать договорные соглашения. Когда же в 1934 году американцы приступили к постройке новых кораблей для своего флота (по договорам к 1939 году он должен был превзойти японский на 67%), Япония заявила о своем отказе от договорных обязательств. И в 1937 году в соответствии с <программой Марусаи> были заложены четыре крупнейших в истории линкора типа <Ямато>. В строй же вступили только два - <Ямато> и <Мусаси>. Один из оставшихся корпусов разобрали в 1941 году, а второй простоял на стапелях до середины войны. Его-то и переделали в авианосец, названный впоследствии <Синано>. Но прежде чем японские адмиралы решили пойти на такую переделку линкора в авианосец, должны были произойти такие события, как небывалый успех авианосцев при нападении на Пирл-Харбор и обескураживающее поражение при Мидуэе...
Япония начала войну с восемью авианосцами. Самыми современными из них были <Дзуйкаку> и <Сёкаку> - крупные боевые корабли, несшие по 96 самолетов и развивавшие скорость 34 узла. Вместе с <Акаги>, <Кага>, <Хирю> и <Сорю> они входили в состав оперативного соединения, которое под командованием адмирала Нагумо наносило удар по Пирл-Харбору. Вскоре после этого японский флот приступил к высадке экспедиционных сил на Соломоновы острова и на Новую Гвинею, что привело 7 мая 1942 года к сражению в Коралловом море. Здесь американцы потеряли тяжелый авианосец <Лексингтон>. <Йорктаун> был серьезно поврежден. Потери японцев на первый взгляд казались не столь значительными; потопленный легкий авианосец <Сёхо>, поврежденный тяжелый <Сёкаку>. Но какие последствия повлек за собой этот бой!
Когда <Сёкаку> прибыл в Курэ, специалисты были ошеломлены тем, что огромный боевой корабль вывели из строя всего три бомбы среднего калибра. Осмотр повреждений показал: ремонт потребует не меньше месяца. Хотя второй авианосец - <Дзуйкаку> остался цел, потери в летном составе не позволяли ему немедленно выйти в море. Итак, буквально накануне сражения при Мидуэе два японских авианосца оказались небоеспособными.
Вступив в сражение ослабленным более чем на треть, соединение адмирала Нагумо потеряло в бою четыре тяжелых авианосца - <Акаги>, <Кага>, <Хирю> и <Сорю>, уничтожив, в свою очередь, всего один американский - <Йорктаун>, с рекордной быстротой отремонтированный после сражения в Коралловом море.
Летом 1942 года противники оказались в критическом положении: в составе японского флота осталось всего два тяжелых авианосца - <Дзуйкаку> и <Сёкаку>, а у американцев три - <Саратога>, <Энтерпрайз> и <Хорнет>. Воюющие стороны прилагали отчаянные усилия, чтобы выправить положение, но к 1944 году стало ясно, что Страна восходящего солнца не может соперничать в постройке авианосцев с Америкой. Японцам удалось лишь переоборудовать линкор типа <Ямато> в <Синано>, достроить тяжелый <Тайхо> и ввести в строй три легких авианосца - <Унрю>, <Амаги> и <Кацураги>.
По-иному подошли к делу их заокеанские противники. Летом 1942 года они приступили к реализации глобальной программы строительства авианосцев. Именно в это время начинается работа над девятью кораблями типа <Индепенденс> на базе крейсеров типа <Кливленд>, закладывается <Эссекс> - головной корабль большой серии из 24 единиц, спроектированы ударные авианосцы типа <Мидуэй> (построено три). Таким образом, пяти новым японским авианосцам американцы противопоставили новых Э8. И это было не только количественное превосходство.
В самом деле, <Синано> - крупнейший в мире авианосец с самым основательным бронированием - нес всего 48 самолетов и развивал 27,8 узла. Не мог всерьез конкурировать с <американцами> и более совершенный <Тайхо>, отличавшийся от других наличием броневой палубы и изогнутой наружу дымовой трубой над надстройкой.
Даже весьма удачные авианосцы типа <Унрю> (при водоизмещении 17500/20400 т они развивали 34 узла и несли по 67 самолетов, шесть пусковых ракетных установок, 12 127-мм орудий, 89 зенитных автоматов и 28 торпедных труб) не могли оказать серьезного противодействия более совершенным американским авианосцам.
Сразу же после отмены вашингтонских ограничений американцы начали проектировать тяжелые авианосцы типа <Эссекс> полностью приспособленные для выполнения главной цели - обслуживания самолетов, наносящих удары по главным силам противника. Хотя <Эссекс> нес не больше крылатых машин, чем его предшественники, он мог принимать более крупные и тяжелые самолеты.
Броневые ангарные и полетные палубы на этих кораблях - надстроечного типа, борта доводились до полетной палубы только около острова. Ангары открытые, без броневой защиты. Считая маловероятными встречи авианосцев с артиллерийскими кораблями, конструкторы отказались от бронирования бортов, но зато усилили подводную часть.
Авианосцы типа <Эссекс> разрабатывались и модернизировались с учетом опыта второй мировой войны, но полностью реализовать его не удалось, так как требовалось значительное увеличение водоизмещения. Поэтому в конце войны заложили шесть новых больших авианосцев типа <Мидуэй> с усиленным горизонтальным и вертикальным бронированием и усовершенствованной подводкой защитой. Эти корабли принимали на борт до 137 сравнительно тяжелых самолетов и развивали высокую скорость хода - и это при полном водоизмещении 60 тыс. т - почти вдвое большем, чем у <Эссекса>. Но ни один из них не вступил в строй до окончания войны, а когда боевые действия закончились, из шести кораблей достроили только три - <Мидуэй>, <Фр. Д. Рузвельт> и <Корал Си>.
<Эссекс> прибыл в Пирл-Харбор в июне 1942 года, месяцем позже туда пришел <Индепенденс>, и с этого времени американский тихоокеанский флот получал примерно по одному авианосцу в месяц, что позволило уже осенью 1943 года начать наступательные действия на Тихом океане. Начало этому положила высадка американских войск на острове Тарава в группе островов Гильберта, прикрываемых с воздуха самолетами <Саратога> и <Банкер Хилла>. И с этого момента новые американские авианосцы активно участвуют во всех крупных сражениях на Тихом океане. Многие из них получали в боях тяжкие повреждения, но только для одного из них они стали гибельными: 25 октября 1944 года в заливе Лейте от единственной вражеской бомбы идет на дно <Принсетон> - авианосец типа <Индепенденс>.
Судьба японских авианосцев, вступивших в строй во время второй мировой войны, сложилась иначе. Наибольший урон они понесли от американских подводных лодок. И самым черным днем для них стало 19 июня 1944 года. В этот день <Тайхо>, вступивший в строй всего месяц назад, находился в Филиппинском море вблизи острова Ян. В 8.09 с него стали подниматься самолеты для удара по американским авианосцам. Первая же взлетевшая машина обнаружила след идущей на корабль торпеды. Пилот, пожертвовав собой и самолетом, отвел удар от <Тайхо>, мгновенно спикировав на торпеду, но она оказалась не единственной. Командир американской субмарины <Альбакор>, случайно оказавшейся в самом центре японского оперативного соединения, выпустил по авианосцу веером шесть торпед, и одна из них угодила в <Тайхо>. Попадание оказалось роковым: в бензоцистернах мгновенно вспыхнули пары авиационного бензина, и буквально через несколько минут <Тайхо> уже был охвачен пламенем. В 15.32 раздался мощный взрыв, и корабль пошел на дно. А ровно через шесть месяцев, 19 декабря 1944 года, настал черед легкого авианосца <Унрю>...
Это произошло в полдень. Командир подводной лодки <Редфиш> обнаружил в Восточно-Китайском море вражеское соединение. Через семь минут последовал залп из четырех торпед, две из которых попали в авианосец. Окутанный дымом и пламенем, <Унрю> потерял ход и накренился. Подводники сумели перезарядить торпедный аппарат и сделали еще один выстрел. Торпеда попала в цель, вызвав неожиданно мощный взрыв, и авианосец быстро затонул. Как стало известно позднее, <Унрю> имел на борту катера-снаряды с экипажами смертников и направлялся на Филиппины.
С остальными японскими авианосцами расправилась американская авиация. 25 октября 1944 года в заливе Лейте торпедами и бомбами был уничтожен <Дзуйкаку>, а однотипные с <Унрю> - <Амаги> и <Кацураги> (последние японские авианосцы) - погибли в конце войны в военно-морской базе Куре от ударов с воздуха.
Изучая опыт войны, специалисты установили, что разгром японского флота был вызван не столько отсутствием, новых авианосцев, сколько невозместимыми потерями летного состава.

Тяжелый авианосец "СЁКАКУ", Япония, 1940 г. Спущен на воду в 1940-м, введен в строй в 1942 году. Водоизмещение стандартное 25 675 т, полное 29 800 т, 4 турбозубчатых агрегата мощностью 160 тыс. л. с., скорость хода 34 узла. Длина наибольшая 257,5 м, ширина 27, ширина полетной палубы 29, среднее углубление 8,9 м. Вооружение: 16 - 127-мм зениток, 36 - 25-мм зениток, 3 катапульты, 96 самолетов. Всего настроено 2.

Тяжелый авианосец "СИНАНО", Япония, 1944 г. Переделан в авианосец из линкора типа <Ямато> в 1944 году. Водоизмещение стандартное 62 тыс. т, полное 68 059 т, 2 турбозубчатых агрегата мощностью 150 тыс. л. с., скорость хода 27,8 узла. Длина наибольшая 266 м, ширина 38,3, ширина полетной палубы 45, среднее углубление 7,8 м. Вооружение: 16 - 127-мм зениток, 145 - 25-мм зениток, 48 самолетов.

Тяжелый авианосец "ТАЙХО", Япония, 1944 г. Заложен в 1941 году, вступил в строй в 1944-м. Водоизмещение стандартное 28 569 т, полное 34 200 т, 4 турбозубчатых агрегата мощностью 160 тыс. л. с., скорость хода 33,1 узла. Бронирование: пояс 203 мм, полетная палуба 102 мм. Длина наибольшая 259,7 м, ширина 27,6, ширина полетной палубы 27, среднее углубление 9,8 м. Вооружение: 12 - 100-мм зениток, 81 - 25-мм зенитка, 53 самолета, максимальное число самолетов - 74.

Тяжелый авианосец "ЭССЕКС", США, 1942 г. Спущен на воду в 1942 году, вступил в строй в 1943 году Водоизмещение стандартное 27 100 т. полное 33 тыс. т, 4 турбозубчатых агрегата мощностью 150 тыс. л. с., скорость хода 33 узла. Бронирование: пояс 51-76 мм, траверсы 17, полетная палуба 37, ангарная палуба 76, главная палуба 37, башни-барбеты 25-37 мм. Длина наибольшая 267 м, ширина 28,4, ширина полетной палубы 45, среднее углубление 7,8 м. Вооружение: 12 - 127-мм зениток, 68 - 40-мм зениток, 52 - 20-мм зенитки, 2 катапульты, 80 самолетов. Всего построено - 24.

Тяжелый авианосец "МИДУЭЙ", США, 1945 г. Спущен на воду в 1945 году. Водоизмещение стандартное 45 тыс. т, полное 60 тыс. т, 4 турбозубчатых агрегата мощностью 212 тыс. л. с., скорость хода 33 узла. Бронирование: пояс и траверсы 203 мм, башни-барбеты 25-37 мм. Длина наибольшая 295 м, ширина 34,5 м, ширина полетной палубы 41,5 м, среднее углубление 10,4 м. Вооружение: 18 - 203-мм орудий, 84 - 40-мм зенитки, 28 - 20-мм зениток, 2 катапульты, 137 самолетов. Всего построено 3.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz