© TARGET

БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1914-1918

Armoured GreatBritain WW1

Предшественником всех английских танков был "Маленький Вилли".
Непосредственным предшественником серийных английских танков был "Большой Вилли". Эта машина, изготовленная из обычной неброневой стали, испытывалась в феврале 1916 года и вскоре была принята на вооружение под маркой Мк.I. В отличие от "Большого Вилли", ее корпус был выполнен из катаных броневых листов. Собирали его так: листы мягкой стали нарезали, потом в них сверлили отверстия под заклепки, затем закаливали и крепили к каркасу из уголков и полосовой стали.
26 опорных, неподрессоренных роликов малого диаметра помещались, как в обойме, между внешним (сплошным) и внутренним (вне коробки каркаса) бортовыми листами, между ними устанавливались ведущие колеса, ленивцы и бортовые коробки передач. Гусеница шириной 520 мм состояла из 90 плоских траков из броневой стали. На твердой почве удельное давление достигало почти 2 кг/см2, что было чересчур велико. Поэтому английские танки отличались низкой проходимостью. Верхняя часть гусеницы скользила по специальному рельсу, охватывая корпус. Каждый третий опорный ролик оснащался ребордой для направления гребней траков.
Боевой вес Мк.I составлял 28 т (27 т у "самки"), скорость - 4,5 км/ч (на местности - 2 км/ч), запас хода - 19 км. Бронезащита достигала 5-11 мм, вооружение состояло из двух 57-мм пушек и трех пулеметов "Гочкисс" (на "самце") или 5 пулеметов (на "самке"), установленных в спонсонах. Экипаж - 8 человек. Для водителя и командира в передней части корпуса имелась рубка. На крыше танка натягивали сетку - заброшенные противником ручные гранатаы скатывались по ней и взрывались на земле. Всего было изготовлено 150 Мк.I, поровну <самцов> и <самок>.
Появившиеся в начале 1917 года Mk.II и Mk.III (выпущено по 50 единиц) не имели хвостовых колес, в конструкцию внесли небольшие изменения, на Mk.III меcтами утолщили броню и расширили каждый шестой трак.
Заказ на постройку модификации Mk.IV выдали в сентябре 1916 года. В устройство танка внесли улучшения: толщину брони в лобовой части довели до 16 мм, по бортам - до 12 мм, а на крыше до 8 мм, что значительно повысило безопасность экипажа при обстреле машины бронебойными пулями. Спонсон мог вдвигаться внутрь корпуса по салазкам (аппарелям), что облегчало транспортировку. Но иногда в бою, при большом крене, спонсоны срывали фиксаторы и, внезапно сползая в танк, калечили людей. На "cамках" спонсоны уменьшили.
На Мк.IV впервые установили легкие пулеметы "Льюис" что было ошибкой, так как потребовало увеличения амбразур. На машинах поздних марок этот недостаток устранили, заменив "Льюисы" танковыми пулеметами "Гочкис" и применив пушки со стволом, укороченным с 40 до 23 калибров, которые не утыкались в землю при крене и не задевали деревья и стены домов.
Топливные баки поместили вне корпуса, поставили глушитель, бензонасос, закрыли цепную передачу.
С декабря 1917 в серию пошли машины Mk.V. На них установили коробку передач системы Вильсона и специальный танковый мотор "Рикардо". Отныне машиной управлял только водитель - обошлись без бортовых коробок передач. Отличительным признаком Мк.V стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам, радиатор сблокировали с мотором. Рубку командира увеличили, а в корме разместили еще один пулемет. Первые Мк.V начали поступать в войска в мае 1918 года, и до конца войны изготовили 400 (поровну "самцов" и "самок").
Следующей модификацией стал удлиненный Мк.V* ("со звездой"), в корпус которого встроили двухметровую секцию. Так, не ухудшив продольной жесткости, удалось добиться преодоления более широких рвов, улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, чтобы принять дополнительные припасы или 25 пехотинцев. Попытку высадить танковый десант предприняли 8 августа 1918 года под Амьеном, но неудачно - из-за плохой вентиляции солдаты угорали. Тем не менее, переделали 579 таких танков.
Основные английские танки периода первой мировой войны Мк.IV и Мк.V провели немало удачных боев, они поступали и в американские войска, 77 машин 1 ноября 1918 года передали французам. Мк.V имелись в войсках английских интервентов и у белогвардейцев в России. Захваченные красноармейцами, они под названием "Рикардо" использовались в СССР до 1930 года.
Мк.IV и Мк.V после войны несколько лет состояли в британской армии, кроме того, по нескольку машин имелось в вооруженных силах Латвии, Польши, Японии и Эстонии.
Попытка уйти от спонсонного размещения оружия была предпринята в модификации Mk.VI, но эта машина выпущена в единственном экземпляре.
До конца войны успели выпустить Мк.VII (заказано 75, сделано 3). Они отличались от Mk.V системой охлаждения и наличием гидравлической трансмиссии, кроме того, их оснастили электростартером. Боевой вес достиг 37 т, вооружение состояло из двух 57-мм пушек и 5 пулеметов. Танки оказались легко управляемыми, маневренными, но дорогостояшими.
Несколько особняком стоит так называемый англо-американский, или "интернациональный" танк Мк.VIII, которому предназначалось стать в 1919 году основным тяжелым танком союзников. Проектировать Мк.VIII начали летом 1917 года, для массового производства планировалось построить во Франции завод который выпускал бы ежемесячно по 300 машин. Американцы взялись поставлять двигатели, трансмиссию, механизмы управления; англичане - броню, траки, катки и вооружение. После подписания перемирия США и Великобритания изготовили лишь считанные единицы новых машин.
На английских машинах устанавливали по два двигателя Рикардо (150 л.с.), скорость была около 9 км/ч, масса 37,6 т.
Мk.IX создали в 1918 году в качестве пехотного транспортера и для сопровождения боевых танков в бою. Внешне он напоминал тяжелые, но оснащался только двумя пулеметами в передней и кормовой частях корпуса, зато по бортам имелись четыре овальные двери для десанта численностью до 50 солдат. Мк.IX мог перевозить и 10 т груза. Его масса достигала 27 т, скорость - 5,6 км/ч, толщина брони - 9-10 мм. Выпустили 35 машин, которые так и не успели показать себя в деле.
Еще одна модификация - Mk.X - должна была быть улучшенным Mk.V, но осталась на стадии проекта.

Благодаря успехам легких французских танков и среди британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими, создав своего рода "бронированную стратегическую конницу - С этой целью создали "средний Мк.А", или неофициально "Уиппет" ("Борзая"). Командование британских танковых сил, уверенное, что война продлится и в 1919 году, занялось массовым строительством быстроходных танков. Самым ярым их сторонником стал начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник (впоследствии генерал и известный теоретик танковой войны) Дж. Фуллер.
Британские тяжелые танки не имели вращающихся башен. Поэтому фирма У.Фостера в Лидсе разработала проект сравнительно легкого танка с башней еще до того, как поступил заказ от военного ведомства. Машину изготовили в декабре 1916 года, испытали в феврале следующего, а в июне последовал заказ на 200 единиц. Однако возникли сложности, связанные с производством башен, поэтому от них решили отказаться и танк пошел в серию в декабре 1917 года без них. Первые машины пошли в войска в марте 1918 года.
"Уиппет" считался быстроходным, так как развивал вдвое большую скорость, нежели Мк.I-Mk.V.
Экипаж и вооружение (4 пулемета) размещались в кормовой рубке. Особенностью машины были два двигателя со своей коробкой передач каждый, находившиеся вместе с бензобаками в передней части корпуса, коробки передач и ведущие колеса располагались сзади.
Танк оказался очень сложным в управлении, от водителя требовалось немалое мастерство, да и обзор из кормовой рубки был неважным, Если выходил из строя один двигатель, машина останавливалась. Мк.А были дороги и сложны в производстве и эксплуатации, но тем не менее превосходили своих более тяжелых "коллег". Танкисты хвастали, что "борзые" способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию. Тяжелым же Мк.I и Мк.II из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.
Несколько "уиппетов" побывали в бою 26 марта 1918 года у леса Мэйи-Мэйе, а массово (96 машин) их применили 8 августа под Амьеном, где впервые в истории танковых войск удалось добиться подобия оперативного прорыва. Сопровождаемые кавалерией, "борзые" устроили рейд по тылам противника.
Захваченные немцами "уиппеты" зачисляли в танковые отряды. Их использовали интервенты и белогвардейцы в период гражданской войны в России, после чего они попали в Красную Армию, где прослужили до начала 30-х годов под наименованием "Тейлор" (по фамилии конструктора двигателя). Несколько машин в начале 20-х годов приобрела Япония, где они эксплуатировались до середины 30-х годов.
В британской армии эти танки прослужили недолго, после войны их заменили средними Мk.В и Мk.С.
"Средний Мк.А" оказался неудачным, поэтому в 1918 году англичане разработали новые средние танки - Мк В и Мк С. Следуя традиции, у них сохранили форму тяжелых с гусеницами, охватывавшими корпус, и жесткую подвеску. Толщина брони на том и другом не превышала 15 мм.
Мк.В получился слишком тяжелым, мощность двигателя (100 л.с.) была явно недостаточной, скорость оказалась ниже, чем у Мк.А, всего 9,6 км/ч. Боевая масса составляла 18 т, экипаж - 5 человек, вооружение - шесть пулеметов. Средний Мк.С был еще тяжелее (19,5 т), но благодаря 150-сильному двигателю развивал до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека, вооружение в варианте "самки" - 4 пулемета. Проект "самца" с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался неосуществленным. Вооружение обоих танков размещалось в шаровых установках в рубке с ограниченными углами обстрела, а на Мк.В - и в спонсонах.
После подписания перемирия о немцами 11 ноября 1918 года построили всего 45 машин Мк.В из 450 заказанных, а Мк.С - 36 из 200. Заказы на остальные аннулировали, изготовленные танки прослужили в британской армии до 1925 года. Несколько Мк.В в 1919 году принимали участие в боевых действиях на севере России в составе английских экспедиционных сил, один из них стал трофеем Красной Армии. Несколько таких же имелись в латвийской армии.


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz